ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кабардино-Балкарский государственный университет
имени Х.М. Бербекова
Химический факультет
Кафедра педагогики и психологии
Кафедра химической экологии
Маирова Диана Хусеновна
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КРЕМНИЕВАЯ КИСЛОТА. СОЛИ КРЕМНИЕВОЙ КИСЛОТЫ»
Заведующий кафедрой химической экологии
д.х.н., профессор _____________Машуков Н.И.
Заведующий кафедрой педагогики и психологии
д.пед.н., профессор ___________Михайлова Н.Г.
Научный руководитель -
к.т.н., ст. преподаватель__________Шериева М.Л.
Рецензент - к.х.н., доцент _________Ольховая Г.Г.
Нальчик - 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Интеграция и формирование экологических знаний в рамках учебной дисциплины - химии
1.1 Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности
1.2 Кремний и его соединения
1.3 Производство силикатов. Керамическое производство
1.4 Цементное производство
1.5 Стекольное производство
1.6 Отходы и выбросы стекольного производства
1.7 Драгоценные камни
1.8 Сколько в нас кремния
Глава 2 Тема: «Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты» в школьном курсе химии
Глава 3 Разработка урока «Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты» для 9 класса с внедрением экологических знаний
3.1 Особенности изучения кремниевой кислоты и ее солей, связанные с экологическими проблемами силикатного производства
3.2 Контрольный опрос в виде тестовых заданий для учеников 9-х классов
Выводы
Литература
Приложение 1
1. Химический КВН
2. Дополнительные задания для укрепления химических и экологических знаний учащихся средней общеобразовательной школы
Реализацию целей школьного экологического образования можно осуществлять разными путями: это и экологизация учебных дисциплин, и создание интегрированных курсов, и введение в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнения.
В процессе обучения химии в VIII-IX классах важно сосредоточить внимание на проблемах защиты окружающей среды; развитии представлений о взаимосвязи состава, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов, причинах нарушения биологических циклов.
На завершающемся этапе школьного обучения в X-XI классах создаются предпосылки для понимания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов обмена веществ между составляющими компонентами биосферы.
Учитывая соответствующую подготовку учащихся, на любых этапах школьного курса можно разъяснять вопросы, касающиеся состояния окружающей среды: глобальное потепление климата, уменьшение толщины слоя стратосферного озона, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты [1].
Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний из различных областей науки. Наиболее подходящей формой организации деятельности учащихся, отвечающей этому требованию, являются учебно-исследовательские экологические проекты. В процессе работы над проектом у учащихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой. Немаловажную роль в реализации экологического подхода играет включение в учебный процесс задач с экологическим содержанием, а также практических работ.
Итак, Вашему вниманию представляется квалификационная работа на тему: «Формирование экологических знаний при изучении темы «Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты», которая позволит сформировать конкретные химические и экологические знания у учеников. Работа очень важна и актуальна, так как позволяет не только изучить основной материал, представленный в школьном учебнике, но и дает возможность вникнуть в экологические проблемы, связанные с растущим потреблением изделий и материалов силикатной промышленности и непомерным ростом отходов этих производств, что, несомненно, приводит к негативным последствиям для окружающей природной среды.
В связи с этим, целью настоящей работы является рассмотрение перспектив развития экологических знаний школьников на примере выбранной темы, анализ школьных учебников (тем и заданий, оценка сложности и доступности анализируемого материала). Для достижения поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи: обзор конкретной темы, а именно «Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты», подготовка необходимого, по нашему мнению, дополнения к этим темам, внедрение материалов с экологическим уклоном, увеличение числа заданий и тестов, носящих экологический характер, а также проведение различных внеклассных мероприятий с экологическим содержанием.
Работа включает в себя: введение, три главы и заключение. Первая глава излагает основные способы получения кремниевой кислоты в промышленности и производства силикатной промышленности. Во второй главе рассматривается тема «Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты» так, как она излагается в школьной программе. Третья глава восполняет недостатки школьного курса через раскрытие экологической проблематики, связанной с выбранной темой.
ГЛАВА I ИНТЕГРАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - ХИМИИ
В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важна и проблема создания реальных условий для творческого саморазвития как отдельной личности, так и всего ученического коллектива в целом [2].
Очевидно, что с учетом этих тенденций необходимо пересмотреть содержание и методическое обеспечение химического образования, т.е. преподавание химии должно быть переориентировано с изучения предмета «химия» как самоцели на развитие представлений о мире и месте человека в нем через интеграцию химических знаний и умений со знаниями смежных наук, например, экологии, биологии, географии.
Способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для реальных жизненных задач - это один из критериев в достижении высокого уровня творческого саморазвития и формирования экологических знаний личности. Процесс взаимосвязи и взаимопроникновения (интеграции) знаний и умений при обучении химии в контексте приобретения школьниками опыта творческой деятельности посредством рассмотрения экологических проблем можно представить в виде следующей логической последовательности:
1. Интеграция знаний в рамках одной учебной дисциплины, т.е. установление взаимосвязей между темами и разделами курса химии. Такая форма интеграции лежит в основе, например, решения комбинированных задач, проведения полноценного химического эксперимента, т.е. видов деятельности, переходных от репродуктивной к творческой.
2. Взаимосвязи химических знаний с реальными проблемами окружающего мира. Эти проблемы могут иметь социальную, прикладную направленность, характер ситуативной задачи. В любом случае перед учителем химии встает довольно сложный вопрос выявления «мостиков» между содержанием школьного курса химии и актуальными проблемами из различных областей окружающей действительности. Например, для решения социально значимых экологических задач учащихся необходимо не только оперировать достаточно обширными знаниями из нескольких тем курса химии, но и уметь применять их в конкретной ситуации. Это в полной мере можно отнести и к задачам прикладного характера, касающимся сущности химических процессов приготовления пищи, хранения и использования веществ в быту и т.д.
3. Взаимопроникновение и взаимосвязь знаний из разных школьных дисциплин. В данном случае имеются в виду связи комплекса межпредметных знаний, которые переносятся отдельными системами или в совокупности на сложные задачи. Такая форма интеграции знаний предполагает их реализацию в процессе творческой деятельности школьников по решению конкретных задач (например, объяснение влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека, особенностей применения бытовых препаратов-аллергенов, особенностей производства различных товаров народного потребления и т.д.).
4. Структурирование и систематизация интегрированных знаний, т.е. мыслительная деятельность школьников по установлению удаленных связей между отдельными понятиями, объектами, их объединением в определенную систему. На этом этапе учащиеся осуществляют перенос (проекцию) имеющихся знаний об основных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых, ранее неизвестных для них задач. Практически это наивысший уровень развития творческого саморазвития личности, поскольку в процессе решения возникшей задачи школьник сам генерирует новые знания и умения.
На наш взгляд, экологическая тематика наиболее приемлема для интеграции знаний и развития экологических навыков школьника. Экологические проблемы многоаспектны, и для их решения требуется привлечение знаний не только химии, но и смежных наук.
Очевидно, что разработка уроков с экологическим содержанием, проведение каких-либо внеклассных мероприятий, научно-исследовательских работ невозможна без привлечения дополнительных знаний экологического характера. В качестве примера, Вашему вниманию, предоставляется информация о кремниевой кислоте, силикатной промышленности, отходах и выбросах силикатного производства, роли кремния в организме человека и животных, чтобы в дальнейшем сформировать экологические знания школьников и суметь правильно разъяснить им роль силикатной промышленности в жизни современного общества.
Кремний - ведущий современный полупроводниковый материал, который широко применяется в электронике, в электротехнике для изготовления интегральных схем, диодов, транзисторов, тиристоров, фотоэлементов и т. д. Технический кремний - легирующий компонент в производстве стали (например, трансформаторная сталь), а также в цветной металлургии (кремневые бронзы) [3].
Природные соединения кремния обычно представляют собой производные не метакремниевой, а группы так называемых поликремневых кислот. Состав этих кислот в общем виде mSiO2. nH2O, где n и m целые числа. K природным силикатам относятся полевые шпаты, слюда, глины, асбест и др. Состав этих минералов сложен. Для удобства их часто условно выражают как соединения оксидов, например:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9