Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Формирование экологической культуры студентов на примере темы "Меры безопасности при применении пестицидов"
од экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на фор-мирование общей экологической культуры, экологической ответ-ственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной[35].Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, кри-тическое отношение к себе, к другим и т.д. Добровольное, сво-бодное соблюдение моральных требований, связанных с отноше-нием к природе, предполагает развитую убежденность в необхо-димости свободного поведения, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.Все, кто связан с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природную среду и здоровье людей, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которую следует учиты-вать при назначении их на должность, при аттестации. Лица, не обладающие такой подготовкой, не должны допускаться к работе. Если учесть, что почти любая человеческая деятельность может при нерациональной ее организации быть опасной для окружаю-щей среды, то понятно, что практически каждый нуждается в соответствующей общей экологической подготовке.В связи с этим международное экологическое движение пе-дагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением совер-шенствования общеобразовательных систем и рекомендует госу-дарствам и правительствам разработать соответствующую поли-тику в области образования в свете глобального экологического кризиса.Различают экологическое образование и экологизацию си-стемы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое обра-зование -- это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.Выделяют два основных направления экологического обра-зования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей сре-ды и здоровья людей и приобретение специальных профессио-нальных знаний об общих закономерностях существования при-родных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвя-заны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, за-кономерностей экологии.Экологизация системы образования -- это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принци-пов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологи-чески грамотных специалистов самого различного профиля.Реально система образования всегда отстает от научных ис-следований. Учитывая междисциплинарную специфику экологи-ческой проблемы, когда решение многих ее проявлений требует междисциплинарного подхода, большой оперативности, такое отставание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образо-вания, одним из главных факторов ее развития.До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на био-логическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась.Сейчас очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы "общество-природа".Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представле-ние о взаимосвязях природы и человека.Научно-теоретическим основанием экологического образо-вания в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие дисциплины.Биологическая экология рассматривает условия существова-ния живых организмов и взаимосвязи между организмами и сре-дой, в которой они обитают.Глобальная экология призвана исследовать влияние на био-сферу антропогенных, космических, геофизических и других воз-действий.Предметом исследования экологии человека являются со-хранение и улучшение здоровья людей с учетом связей человека с окружающей природной и социальной средой.Социальная экология изучает систему "природа--общество", перспективы ее развития и гармонизации на различ-ных уровнях -- локальном, региональном, глобальном.Экология среди естественных наук первая начала изучать интересы человека, условия его жизнедеятельности с воз-растающей сложностью: от влияния человеческой деятельности на окружающую среду до оценки эффективности освоения природы и т.д. Экология становится как бы "нормативным естествознани-ем", то есть несет ответственность не только за истинность ре-зультатов, но и за их применение. Этим она отличается от науки классического типа, которая по отношению к человеку нейтраль-на, то есть не объясняет ценности и цели человеческого существо-вания, не гарантирует оптимальной преобразующей деятельности общества. Знания традиционной науки дают возможность создать могучие средства деятельности (современная техника), но не определяют, насколько разумна, оптимальна сама цель деятель-ности.Экологическое образование включает в себя не только соб-
ственно научные знания и представления, оно также дополняется
образами искусства и литературы. Интеграция научных знаний и
соответствующих художественных образов позволяет преодолеть
разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.В целом в содержании экологического образования можно
выделить следующие
аспекты
:
Научный
-
обеспечивает развитие познавательного отноше-ния к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и про-изводство в их взаимодействии.
Ценностный
- формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, по и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.
Нормативный
- ориентирован на систему норм и правил, предписании и запретов экологического характера, непримири-мость к любым проявлениям насилия.
Деятельностный
-
формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся; учит проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять представления о становлении принципиально новых направлений научно-технического прогресса.
В заключение
можно сказать, что сегодня необходима еди-ная общегосударственная концепция экологического образования, учитывающая не только соответствующие международные уста-новки и программы, но и специфику образовательных институтов России. Главная педагогическая
проблема
в данном случае -- это определение содержания и объема учебной нагрузки для каждой образовательной структуры в зависимости от ее уровня. Все более существенное значение приобретает также разработка технологии экологического образования, обоснование критериев оценки ре-зультатов обучения.
1.2 История становления теории и практики формирования экологич
е
ской культуры студентов
Точкой отсчета международной экологической политики и активных действий в защиту окружающей среды стал 1972 год. Именно в это время в Стокгольме прошла Международная конференция, одним из итогов работы которой явилось создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Продолжением международной экологической программы выступила серия конференций по проблемам экологического образования.Так, в 1977г. в Тбилиси проведена Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, на которой были приняты решения и подписаны документы, определившие развитие экологического образования в мире на несколько десятилетий. В 1987 г. в Москве прошла Международная конференция ЮНЕСКО-ЮНЕП по экологическому образованию [36], на которой были обсуждены некоторые результаты реализации решений Тбилисской конференции и определены пути дальнейшего развития экологического образования. Следует отметить, что акции, проведенные в Стокгольме, Москве, Тбилиси вызвали взрыв публикаций, подъем экологического сознания и общественной активности во всем мире. Итоги двух десятилетий экологического движения были подведены на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Бразилии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). На этом представительном форуме было отмечено, что экологический кризис современности приобретает все большую остроту, носит социально-экономический и духовно-нравственный характер. Участники конференции особо отметили ключевую роль образования и воспитания в деле преодоления экологического кризиса.На конференции в Рио была провозглашена идея
устойчивого разв
и
тия
,
закрепленная в документе «Повестка дня на XXI век», подписанном представителями более чем 170 государств [32]. Устойчивое развитие понимается как коэволюционное, не истощающее природу, обеспечивающее прогресс человеческой цивилизации и сохранение гомеостаза биосферы.
Таким образом
, становлению отечественного экологического образования способствовал международный социокультурный фон, мировое экологическое движение.Начало экологического образования в СССР связано с идеей охраны природы. На первых порах государственное регулирование, общественное движение, образование и просвещение в области охраны природы не имело резких границ и регламентации. Объединяющую функцию выполняла идея «знать и любить родную природу». Законодательное закрепление воспитания бережного отношения к природе как цели образовательного процесса, включение основ охраны природы в школьные учебники и учебные курсы произошло в Законе об охране природы в РСФСР (1960 г.). Таким образом, был оформлен социальный заказ системе образования на подготовку экологически грамотной молодёжи.За минувшие десятилетия экологическое образование прошло путь от натуралистического движения, через охрану природы и природоохранительное просвещение к экологическому воспитанию и формированию экологической культуры. История становления и развития экологического образования обстоятельно и разносторонне освещена в публикациях [2; 3; 5; 6; 7; 9; 11;16; 17; 18;21; 22; 23; 24; 25 и др.]. Начиная с 70-х годов XX века, в нашей стране проведены сотни конференций, симпозиумов, приняты рекомендации, решения, нормативные акты, разработано большое количество учебных и исследовательских программ [4; 28; 29; 30; 31 и др.], написаны учебники, учебные пособия, разработаны учебные комплексы по экологии. Тем не менее, актуальность глубокого анализа экологического образования очевидна.Резюмируя результаты работ, посвященных изучению историко-педагогических аспектов развития экологического образования [4], можно констатировать: общий ракурс, специфика социального заказа эволюционировала следующим образом: от требований включить в содержание образования
основы
охраны
природы
к воспитанию бережного отношения к природе и природным ресурсам и, далее, к заказу на личность с высоким уровнем развития экологического сознания и экологической культуры.Становление подготовки студентов в области охраны окружающей среды, формирование социального заказа педагогическому образованию происходило в соответствии с потребностями общества. Таким образом, появилась новая функция преподавателя - трансляция знаний в области охраны и преобразования природы; осуществление образовательной политики государства по формированию бережного отношения подрастающего поколения к природе и ее ресурсам; воспитание рачительных хозяев отечества.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.