В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро была принята Концепция Устойчивого развития и за прошедшие годы стала одной из наиболее влиятельных стратегий развития человечества. Она принята 179 странами мира. Важное место в реализации стратегии устойчивого развития отводится образованию для устойчивого развития, над проблемами которого в настоящее время задумываются многие специалисты.
А.Д.Урсул приводит толкование понятия «устойчивое развитие» и свой взгляд на образование для устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается развитие, обеспечивающее:
· сбалансированное решение демографических проблем;
· решение социально-экономических задач;
· сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
Сущность устойчивого развития заключается в сохранении человечества и биосферы Земли благодаря значительному уменьшению антропогенного давления на нее. Устойчивое развитие как новая социоприродная форма развития ориентировано на формирование ноосферного будущего, она изменит все сферы деятельности людей, в том числе и образование. Образование, по мнению профессора Урсул А.Д., потребуется не модернизировать, а трансформировать, т.е. необходимо создание новой модели образования XXI века в целом.
Современное образование автор характеризует как информационно - коммуникативное, передающее информацию, накопленную предыдущими поколениями, другим, следующим поколениям. Сегодня прогнозируется, что во всей образовательной системе мирового сообщества должен произойти кардинальный переворот, поворот к будущему, определяемый целями устойчивого развития. Сознание человека должно быть ориентировано на будущее, для этого необходимо формировать экологическое сознание людей в качестве доминирующей составляющей будущего ноосферного мышления. Чтобы изменить сознание и культуру действий большинства населения планеты, потребуется интенсификация общего экологического образования и экологизация прочих видов образования, а так же средств массовой информации [91, 9].
Экологическое образование и экологизация образования - важнейшие элементы опережающего образования. Ученые пытаются показать новое видение экологического образования. По мнению академика Н.Н.Моисеева, экологическое образование должно существенно изменить свое содержание. От решения локальных, региональных проблем оно должно перейти к глобальным проблемам, ибо глобальный переход к устойчивому развитию сопряжен с обеспечением экологической безопасности в планетарном масштабе.
Экологическое образование в системе образования для устойчивого развития должно носить характер моделирования, прогнозирования и конструирования будущего, должен действовать механизм экспертизы учебного материала на соответствие его целям и принципам устойчивого развития. Таким образом, очевидно, что образование надо переориентировать на новые общечеловеческие принципы, ценности и цели, соответствующие новой цивилизационной парадигме [91, 10].
В Законе РФ «Об охране окружающей среды»(2002 г.) среди основных принципов охраны окружающей среды выделяются следующие:
1. научно обоснованные сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития;
2. организация и развитие системы экологического образования, и формирование экологической культуры.
В 71-й статье Закона обращается внимание на усилие роли экологического образования на всех ступенях системы образования.
В августе 2002 г. Правительством РФ одобрена Экологическая доктрина, в которой еще раз подчеркивается важность решения задач экологического образования, при этом указано:
· вопросы экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития РФ включать в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
· усилить роль социальных и гуманитарных аспектов экологического образования;
· вести подготовку и переподготовку педагогических кадров для экологического образования;
· разработать стандарты образования, ориентированные на разъяснение вопросов устойчивого развития.
Ученые ищут пути к образованию устойчивого развития, подтверждают, что создание целостной модели образование для устойчивого развития - задача серьезных исследований в ближайшем будущем. Уже сегодня они пытаются определить цель образования для устойчивого развития, видят ее в том, чтобы помочь учащимся развить такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для будущего планеты. В образовании для устойчивого развития школа должна формировать определенные личностные качества, способности и умения учащихся. По мнению ученых, таких как А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов и др., ими являются:
· принятие общечеловеческих ценностей;
· понимание взаимосвязей в окружающей среде в глобальных масштабах;
· умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;
· уважительное отношение к разнообразию в природе и в обществе.
Эффективными на пути к образованию для устойчивого развития рассматриваются интерактивные технологии, методы и формы: межпредметные проекты, в ходе реализации которых рассматриваются различные аспекты какой-либо экологической проблемы; работа в малых группах, использование детского самоуправления, взаимодействие с местной общественностью и муниципальной властью. Это позволит переходить от экологизации содержания учебных предметов к экологизации образовательных технологий и методов обучения[91, 11]. В решении этой проблемы велика роль внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», которая дополняет, расширяет, углубляет урочную работу.
1.2 Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир»
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.
Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.
Это говорит о сложности взаимоотношений природа - дети. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.
Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Воспитанию бережного отношения к природе, как отмечает Е.Н. Ердаков в своей работе, способствует сосредоточение внимания учителя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде [36]. Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы [95,7].
Внеклассная воспитательная работа - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка (по М.Г. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову) [46, 21].
Т.И. Тарасова и П.Т. Калашникова под внеклассной работой по курсу «Окружающий мир» понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, как-то: научность, связь с жизнью, трудом, практикой и т. д.[95, 7]
Внеклассная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.
Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.
Эффективность внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир в начальных классах и по биологии в старших классах. Наличие такой связи исключает элементы случайности в выборе тематики внеклассных занятий, обеспечивает научную основу проводимой работы [95,8].
А.Н. Захлебный и И.Т. Суравегина выделяют три линии взаимодействия урочных и внеклассных занятий: познавательную, ценностную и деятельностную.
Страницы: 1, 2, 3, 4