ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА
Мотивационный
компонент
Содержательно-операционный
Рефлексивный
Мотив
профессиональной
ориентации
Знание предметов
психолого-педагогических циклов и способов его получения
Навыки и умения в области режиссерского искусства
Самопознание
Мотив аффилиации
Знание теории режиссуры и технологии актерского мастерства
Навыки и умения в
области актерского искусства
Самоконтроль
Познавательные
мотивы
Мотив достижения
Знание особенностей форм методов и технологий, работы режиссера с актером
Навыки и умения при
организации работы режиссера с актером
Самооценка
Сверх-сверхзадача
Знание методики преподавания театральных
дисциплин
Навыки педагогического руководства творческим процессом
Для выявления сформированности готовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога разработан комплекс диагностических методик, включающий субъективные методы, методы экспертных оценок, наблюдение, опросные методы, метод анализа документов и др. Большинство тестов и диагностических методик адаптированы с учетом системы требований, предъявляемых к деятельности режиссера-педагога. В соответствии с требованиями к выделению уровневых характеристик с выбранными показателями и спецификой рассматриваемой готовности были выявлены и содержательно наполнены три уровня. Низкий уровень характеризует нефункционирующую готовность к профессионально-педагогической деятельности. При среднем уровне готовность к исследуемой деятельности можно охарактеризовать как формирующуюся и осознаваемую. Высокий, характеризуется сформированной готовностью к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Такое понимание готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов является основанием формирующего педагогического процесса.
Во второй главе - “Процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов” - рассмотрены особенности процесса формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов. Разработана модель педагогического процесса вуза, нацеленного на формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов. В модели процесса формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога отображено его развитие на трех этапах на основе сообразных целей и адекватной системы средств.
Первый этап был направлен на формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности в целом с приоритетом мотивационного компонента, содержание которого введено в курсы “Режиссура”, “Сценарное мастерство”, “Сценическая речь". Доминантным средством формирования мотивационной готовности является художественно-педагогическое качество литературного материала. Систему педагогических средств первого этапа составляют беседы-практикумы, дискуссии, рассказы о деятельности известных режиссеров-педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы режиссеров профессиональных театров. Данные средства повышают интерес к педагогической деятельности, формируют профессионально-педагогическую направленность, актуализируют профессиональные и познавательные мотивы, мотивы достижения и аффилиации, способствуют формированию сверх-сверхзадачи. Новообразованием первого этапа формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога является сформированная мотивационная готовность.
Система педагогических средств второго этапа направлена на формирование готовности в целом с приоритетом содержательно-операционного компонента готовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога. Наряду с педагогическими средствами первого этапа оказалось эффективным применение педагогических упражнений, игровых методов, профессиональных задач, проблемных ситуаций во всех видах тренинга, в сценарно-режиссерских практикумах, практических занятий и выполнение творческих заданий, направленных на актуализацию и интеграцию знаний, необходимых для выполнения профессионально-педагогических функций деятельности режиссера-педагога в курсах “Режиссура театрализованных представлений", “Режиссура и мастерство актера”, “Сценическая речь", “Сценарное мастерство” и спецкурсе “Любительский театр".
Включение студентов в организацию разнообразной творческой коллективной деятельности, самостоятельная практическая работа будущего режиссера-педагога эффективны при формировании содержательно-операционной готовности, актуализируют психолого-педагогические и методические знания, побуждают студентов к чтению научной педагогической литературы, стимулируют потребности в повышении уровня профессионально-педагогических знаний, повышают активность в применении усвоенных знаний, необходимые в профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Новообразованием данного этапа также являются и сформированность практических навыков и умений, необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, умений видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций, самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, находить способы их решения, высокий уровень общепедагогических умений, навыков руководства педагогическим процессом.
Завершающий, третий этап формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов направлен на актуализацию рефлексивного компонента. Эффективно включение студентов в профессиональную деятельность, в т. ч. практическую и аналитическую. Анализ и оценивание участниками и присутствующими каждого занятия; проблемные семинары, дискуссии по вопросам самосовершенствования, саморазвития, творческие задания, разбор и решение проблемных ситуаций и задач из педагогической практики и самостоятельная работа с позиции режиссера-педагога, педагогическая практика развивают у будущих режиссеров-педагогов адекватную самооценку, способность к саморефлексии достоинств и недостатков, самоанализ своего развития в формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности. Сравнительные результаты в формировании студентов экспериментальной и контрольной групп указывают на эффективность предложенных нами характеристик профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога и готовности к данной деятельности, процесса ее формирования и оснащающей системы средств.
В процентом выражении это выглядит следующим образом:
Группа
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
начало
окончание
Контрольная
66,6%
33,4%
25%
41,6%
8,4%
Экспериментальная
68,75%
6,25%
31,25%
56,25%
В заключении изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированы выводы, отраженные в защищаемых положениях.
Данное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов. Дальнейшую разработку проблемы представляется возможным осуществлять в других направлениях, позволяющих создать целостную систему готовности у режиссера-педагога к рассматриваемой деятельности.
1. Подготовка будущих режиссеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. Вып.5 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2002. С.63-66.
2. Уровневые характеристики готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып.10/Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, А.Н. Кузибецкого. Волгоград, 2002. С.68-72.
3. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов // Университетское образование: Сб. материалов VII Международной конференции. Пенза, 2003. С.354-356.
4. Сущностные характеристики готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов Х Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2003. Часть 1. - С.120-121.
5. Самостоятельная работа студента при формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего режиссера-педагога // Методика вузовского преподавания: Сб. материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Челябинск, 2003. С.346-348.
Страницы: 1, 2, 3