Рефераты. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов

нализ научно-педагогической, психологической, театральной, мемуарной литературы, осуществленный нами методом сбора и систематизации “рассеянных знаний” (В.М. Монахов), позволил определить сущность профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Под профессионально-педагогической деятельностью понимается специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, ставящих артиста в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое режиссером-педагогом, обмен ценностями, побуждениями, смыслами и обеспечивающих воспитание, развитие и саморазвитие личности артиста, творческого коллектива и зрителя.

Такое понимание сущности профессионально-педагогической деятельности, ее специфики позволило определиться в понимании готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов, под которой мы понимаем результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. Структуру мотивационного компонента составляют мотивы достижения, аффилиации, профессиональной ориентации, познавательные мотивы и сверх-сверхзадача. В состав содержательно-операционного компонента входят знания предметов психолого-педагогических циклов; теории режиссуры и технологии актерского мастерства; особенностей форм, методов и технологии работы режиссера с актером; методики преподавания театральных дисциплин; практические навыки и умения в области режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссера с актером и навыки педагогического руководства творческим процессом. Основой рефлексивного компонента являются самоконтроль, самооценка, самопознание.

В качестве критериев готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов выделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность. Показателем для мотивационной готовности выступает профессионально-педагогическая направленность. Показателями содержательно-операционной готовности являются степень осведомленности об особенностях профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, владение системой знаний, необходимых для осуществления данной деятельности, активность в применении усвоенных знаний, уровень сформированности умений и навыков осуществлять профессионально-педагогическую деятельность режиссера-педагога. Показатели рефлексивной готовности - способность к рефлексии педагогической деятельности, к самоконтролю и профессиональная самооценка.

Схема 4. Готовность к профессионально-педагогической деятельности у будущего режиссера-педагога.

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА

Мотивационный

компонент

Содержательно-операционный

компонент

Рефлексивный

компонент

Мотив

профессиональной

ориентации

Знание предметов

психолого-педагогических циклов и способов его получения

Навыки и умения в области режиссерского искусства

Самопознание

Мотив аффилиации

Знание теории режиссуры и технологии актерского мастерства

Навыки и умения в

области актерского искусства

Самоконтроль

Познавательные

мотивы

Мотив достижения

Знание особенностей форм методов и технологий, работы режиссера с актером

Навыки и умения при

организации работы режиссера с актером

Самооценка

Сверх-сверхзадача

Знание методики преподавания театральных

дисциплин

Навыки педагогического руководства творческим процессом

Для выявления сформированности готовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога разработан комплекс диагностических методик, включающий субъективные методы, методы экспертных оценок, наблюдение, опросные методы, метод анализа документов и др. Большинство тестов и диагностических методик адаптированы с учетом системы требований, предъявляемых к деятельности режиссера-педагога. В соответствии с требованиями к выделению уровневых характеристик с выбранными показателями и спецификой рассматриваемой готовности были выявлены и содержательно наполнены три уровня. Низкий уровень характеризует нефункционирующую готовность к профессионально-педагогической деятельности. При среднем уровне готовность к исследуемой деятельности можно охарактеризовать как формирующуюся и осознаваемую. Высокий, характеризуется сформированной готовностью к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Такое понимание готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов является основанием формирующего педагогического процесса.

Во второй главе - “Процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов” - рассмотрены особенности процесса формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов. Разработана модель педагогического процесса вуза, нацеленного на формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов. В модели процесса формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога отображено его развитие на трех этапах на основе сообразных целей и адекватной системы средств.

Первый этап был направлен на формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности в целом с приоритетом мотивационного компонента, содержание которого введено в курсы “Режиссура”, “Сценарное мастерство”, “Сценическая речь". Доминантным средством формирования мотивационной готовности является художественно-педагогическое качество литературного материала. Систему педагогических средств первого этапа составляют беседы-практикумы, дискуссии, рассказы о деятельности известных режиссеров-педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы режиссеров профессиональных театров. Данные средства повышают интерес к педагогической деятельности, формируют профессионально-педагогическую направленность, актуализируют профессиональные и познавательные мотивы, мотивы достижения и аффилиации, способствуют формированию сверх-сверхзадачи. Новообразованием первого этапа формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога является сформированная мотивационная готовность.

Система педагогических средств второго этапа направлена на формирование готовности в целом с приоритетом содержательно-операционного компонента готовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога. Наряду с педагогическими средствами первого этапа оказалось эффективным применение педагогических упражнений, игровых методов, профессиональных задач, проблемных ситуаций во всех видах тренинга, в сценарно-режиссерских практикумах, практических занятий и выполнение творческих заданий, направленных на актуализацию и интеграцию знаний, необходимых для выполнения профессионально-педагогических функций деятельности режиссера-педагога в курсах “Режиссура театрализованных представлений", “Режиссура и мастерство актера”, “Сценическая речь", “Сценарное мастерство” и спецкурсе “Любительский театр".

Включение студентов в организацию разнообразной творческой коллективной деятельности, самостоятельная практическая работа будущего режиссера-педагога эффективны при формировании содержательно-операционной готовности, актуализируют психолого-педагогические и методические знания, побуждают студентов к чтению научной педагогической литературы, стимулируют потребности в повышении уровня профессионально-педагогических знаний, повышают активность в применении усвоенных знаний, необходимые в профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Новообразованием данного этапа также являются и сформированность практических навыков и умений, необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, умений видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций, самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, находить способы их решения, высокий уровень общепедагогических умений, навыков руководства педагогическим процессом.

Завершающий, третий этап формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов направлен на актуализацию рефлексивного компонента. Эффективно включение студентов в профессиональную деятельность, в т. ч. практическую и аналитическую. Анализ и оценивание участниками и присутствующими каждого занятия; проблемные семинары, дискуссии по вопросам самосовершенствования, саморазвития, творческие задания, разбор и решение проблемных ситуаций и задач из педагогической практики и самостоятельная работа с позиции режиссера-педагога, педагогическая практика развивают у будущих режиссеров-педагогов адекватную самооценку, способность к саморефлексии достоинств и недостатков, самоанализ своего развития в формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности. Сравнительные результаты в формировании студентов экспериментальной и контрольной групп указывают на эффективность предложенных нами характеристик профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога и готовности к данной деятельности, процесса ее формирования и оснащающей системы средств.

В процентом выражении это выглядит следующим образом:

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

начало

окончание

начало

окончание

начало

окончание

Контрольная

66,6%

33,4%

25%

41,6%

8,4%

25%

Экспериментальная

68,75%

6,25%

25%

31,25%

6,25%

56,25%

В заключении изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированы выводы, отраженные в защищаемых положениях.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов. Дальнейшую разработку проблемы представляется возможным осуществлять в других направлениях, позволяющих создать целостную систему готовности у режиссера-педагога к рассматриваемой деятельности.

Содержание исследования отражено в следующих публикациях

1. Подготовка будущих режиссеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. Вып.5 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2002. С.63-66.

2. Уровневые характеристики готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып.10/Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, А.Н. Кузибецкого. Волгоград, 2002. С.68-72.

3. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов // Университетское образование: Сб. материалов VII Международной конференции. Пенза, 2003. С.354-356.

4. Сущностные характеристики готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов Х Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2003. Часть 1. - С.120-121.

5. Самостоятельная работа студента при формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего режиссера-педагога // Методика вузовского преподавания: Сб. материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Челябинск, 2003. С.346-348.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.