синтез слов из слогов, предъявляемых последовательно,
нахождение слогов заданного слова,
синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге.
Слоговой материал позволяет избежать угадывания слова, которое происходит с опорой на смысловой и звуковой контекст и порождает большое количество ошибок у детей, которые не владеют слогослиянием в достаточной мере.
Для облегчения слияния букв в слог и слогов в слово используется и графический знак - «помощник»; проводя по дуге пальцем руки, ребенок тем самым как бы задает себе некий ритм движения по строке.
Навыку синтеза слов из слогов способствуют задания, в которых слоги предъявляются постепенно: в табличке с «окошечками» сначала показывается один слог, затем поочередно - остальные.
Когда мы знакомим учащихся с понятием «слово», возникает опасность формирования не обобщенного представления, а конкретного, неразрывно связанного с ситуацией предъявления. Для того чтобы избежать подобного явления, можно порекомендовать начать этот процесс с абстрактного образа. Например, по клеточкам рисуется какая-либо фигурка, напоминающая знакомый предмет. Ребенок ассоциативно называет ее. Вот это называние и есть мостик к слову. Слово предъявляется схематично в виде общепринятого символа, осуществляется звуковой анализ, а затем добавляются знакомые буквы. Это позволяет формировать навык чтения целыми словами.
На этапе синтетического чтения одним из тренировочных упражнений является чтение текста с помощью таблицы. Материал для занятий включает текст и таблицу, составленную из слов, входящих в этот текст, но расположенных в случайном порядке. Текст читается вслух по предложениям; учащимся предлагается отыскивать в таблице слова, входящие в данное предложение в соответствующей последовательности. Подбор текстов для чтения должен учитывать качественный состав слов, ориентируясь на слоговую и ритмическую структуру.Данный прием создает условия для целостного опознания слов, стимуляции понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти.
Для улучшения понимания прочитанного можно порекомендовать следующие виды работы:
пересказ или подбор сюжетной картинки, соответствующих фрагменту или предложению;
восстановление деформированного предложения с помощью альтернативного подбора пропущенного слова;
проверочные задания, требующие ответа на вопрос без опоры на синтаксические конструкции текста и т.д.
Для уточнения лексического значения слов можно использовать задания в виде кроссвордов, составленных с опорой на контекст или подобранных по определенной тематике.
Поскольку нарушения чтения неразрывно связаны с недостатками устной речи, в частности, с недостаточно сформированным грамматическим строем, в коррекционной работе необходимо уделить внимание преодолению аграмматизма. С этой целью можно использовать задания, предполагающие употребление слов в той или иной грамматической форме. Например, по картинке, изображающей некоторое количество предметов (одушевленных и неодушевленных) и сопровождающейся звукобуквенной схемой выложить из букв разрезной азбуки обобщенное название, затем - изменить слово, употребив его в сочетании с числительным. При этом окончание слова следует выбрать из предложенных вариантов, опираясь на слуховое восприятие.
В целях совершенствования технической стороны чтения применяются виды текстов, лексический состав которых подобран таким образом, что на стыке двух слов можно прочитать еще одно, являющееся самостоятельной частью речи и не связанное с контекстом. Например, в рассказе О. Тихомирова «Торопились в театр» спрятано 4 слова, связанные с почтой. Читая рассказ, дети должны самым внимательным образом изучать звукобуквенный состав слов. Так в предложениях «Собираться в театр мешал младший брат Эдик. Он вертелся под ногами, что-то хватал…» спрятано слово «конверт».
В заданиях подобного типа процесс чтения является опосредованным, т.к. перед ребенком стоит задача поиска. Такое смещение акцента позволяет избежать проявлений негативных моментов, связанных с плохим чтением, преодолеть нежелание читать.
Таким образом, данные методы помогают совершенствовать техническую сторону чтения и формировать навык осмысленного восприятия печатного слова. Во многом коррекционные занятия способствуют преодолению вторичных психологических проявлений, выражающихся в боязни чтения вслух.
Игры, в которые играют люди… с ребенком в песочнице
Зима заканчивается, весна наступает ей на пятки. Скоро сойдёт снег, зимние игры и забавы будут отложены до следующего года. Потом зазеленеет трава, и ребятишки переберутся с горок и катков на качели, «лазалки» и в песочницы.
Всем известно, что главная «работа» малышей - хорошо кушать и много гулять и играть. Казалось бы, это так просто! Чем больше в жизни дошколёнка интересных творческих занятий и игр, тем богаче его внутренний мир, здоровее психика. Замечательно, когда у малыша много друзей, и они с удовольствием играют вместе, формируя каждый не только мир своих интересов и фантазий, но и образуя маленький социум, важную микросреду для роста и развития. Но играть с интересом вместе детки начинают годам к трем-четырем, а до этого возраста с малышом с удовольствием играют мамы и папы. С удовольствием - это в идеальном случае. Но часто мамы жалуются на однообразие занятий, на то, что всё уже перепробовано, во все игры уже поиграли и ребенка нечем занять. Режим дня малышей до 3-х лет подразумевает две прогулки в день, хотя бы по полтора часа каждая. Часто, особенно в городских условиях, это прогулка на детской площадке, в обычной песочнице. Дети обожают копаться в песке, особенно если мамы не слишком дергают и не слишком настаивают на идеальной чистоте брючек, ручек и сандаликов. Мамы чирикают рядышком на скамейке, некоторые из них жалуются на усталость и на то, что «уже видеть не могут эту песочницу»…
А ведь самая простая деревянная песочница - это идеальное место для множества интересных игр с малышом. Увлекательных занятий на этом маленьком пространстве можно придумать великое множество. И если мама не ленива, любит своего малыша и любит играть, в широком смысле слова, то детская песочница может стать для неё и её ребенка не только местом для веселой игры, но и пространством для общения и способом узнать что-то новое друг о друге, многому друг у друга научиться.
Как же можно развлечь малыша от года до трех лет в обычной песочнице? Предлагаю вашему вниманию несколько забавных идей для совместной игры. Напоминаю о том, что в этом возрасте детки еще познают мир через рот, пробуя всё на вкус. Поэтому не забывайте следить за тем, чтобы ваш ребенок во время игры в песке не брал в рот руки и игрушки.
Итак, ваш реквизит (всем доступный минимум):
пластмассовое ведерко,
два совка,
две формочки - маленькая и большая,
машинка (игрушечная, разумеется),
резиновая (или любая другая легко моющаяся) игрушка-зверюшка,
игрушечная ложечка.
1) Развлечение первое, самое простое - делаем всем известные куличики.
Что за магия в этом простом действии - не очень понятно, но малышам почему-то очень нравится. Не так-то просто втолковать чаду, что песок в формочки надо насыпать не сухой, а влажный. Что добыть влажный песок нужно, раскопав ямку поглубже. Что переворачивать формочку надо аккуратно, а потом еще обязательно по ней постучать. Попробуйте, сами убедитесь в том, что это занятие отнимает довольно много времени, но может быть очень весёлым, если подойти к нему с хорошим настроением.
2) Усовершенствованный способ развлечься - сделать куличик с сюрпризом.
В большую формочку вложить маленькую, насыпать песок, перевернуть. Попросить чадо постучать по формочке и посмотреть - что под ней спряталось. Когда там окажется вторая формочка, восторгу не будет предела. А если под маленькой формочкой еще и игрушечную ложку спрятать… А если не ложку, а маленькую игрушку, да ещё и новую… Вы себе представляете этот восторг?
3) Развлечение сомнительное - копаем яму.
Что в этом интересного - со стороны не вполне понятно. Но детям страшно нравится. Если мама не помешана на чистоте одежды, то можно налить в яму воды (принести с собой на прогулку пластиковую бутылку с водой) и запустить бумажный кораблик. Варианты забавы: плотина, ручеёк, каша-малаша или непроходимое болото для увязшей в нем машинки.
4) В дополнение к предыдущему - в ямку (сухую, без воды) закопать игрушку-зверюшку или формочку, как следует присыпать, выдать чаду совочек и попросить найти пропажу.
Можно закопать несколько мелких игрушек, попросить ребенка найти их на ощупь руками и угадать, что же там такое нашлось.
5) После того как зверь успешно найден, его можно «покормить» - сделать куличик и скормить его зверюшке с ложечки. Следите, чтобы ребенок не попробовал этот куличик на вкус, соблазн велик, но последствия могут быть трагичны.
6) Сделаем домик для зверюшки.
Перевернем ведро на бок, вкопаем его в песок - получится чудесная нора, буквально как после евроремонта. Зверь там будет жить припеваючи следующие минут 5.
7) Затем нору предлагаю переименовать в гараж для машинки.
После чего построить также дорогу, горку, туннель и покатать машинку по автобану - по периметру песочницы.
8) Если песка много, можно выстроить волшебный замок. Особенно хорошо это получается на песчаном пляже, ближе к воде. Украшать его камушками, ракушками, веточками, желудями или другими природными мелочами, - занятие не только весёлое, но и очень интересное. Ещё один способ показать малышу, что песок - сыпучий и мягкий, камень - холодный и твердый, а деревянный прутик - более теплый и легко ломается.
Всё это и многое другое можно проделать, обладая минимумом самых простых подручных средств. А ведь сейчас в магазинах появилось множество игрушек специально для песка. Это и наборы «Маленький строитель», куда входят игрушечные строительные инструменты. И многообразные машинки: подъемные краны, бетономешалки, грузовички самых разных размеров и цветов, в большом ценовом диапазоне. И интересные игрушки с лопастями и мельницами. И многие, многие другие. Песочницу можно превратить и в стройку, и в театр, и в ресторан, и в сказочное королевство, и в поле сражения. Было бы желание, была бы фантазия.
Ну что, наигрались? Если да - развлеките чадо последним заданием: найти в песочнице все свои игрушки, отряхнуть их от песка и аккуратно сложить их в ведерко.
А знаете ли вы о том, что и нам, родителям, полезно играть с песком? Метод песочной терапии активно используется психотерапевтами разных стран, он успешно работает не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Юнгианская песочная терапия лечит душу, завораживает, увлекает человека в мир его фантазий и переживаний. Песок - удивительный, загадочный, простой и в то же время вечный инструмент врачевания человеческой души. С помощью подноса с песком и миниатюрных фигурок человек, проходящий песочную терапию, получает возможность пообщаться с самим собой, прикоснуться к тому, что не выразишь словами, прочувствовать то, что было скрыто раньше от сознания. Невербальные способы психотерапии, такие как юнгианская песочная терапия, оказываются способны помочь людям даже тогда, когда лечение словом (например, психоанализ) оказалось безрезультатным. «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» сказал когда-то Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик, показавший всему миру, что бессознательное способно говорить с человеком на языке символов.
Страницы: 1, 2, 3, 4