Рефераты. Формирование трудолюбия у младших школьников в семье

p align="left">Уже с древних времен люди старались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческий труд возможен лишь в том случае, когда человек относится к работе с любовью, сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда. Такое отношение к труду возможно, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию. Творческий труд, невозможен у людей, которые боятся трудового пота, ощущения усилия. Главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Люди, которые много умеют делать, у которых все удается и спорится, живут веселее и счастливее. (13, с.129).

Я разделяю точку зрения К.Д.Ушинского, который рассматривал труд во благо общества как высшую форму человеческой сущности, как необходимое социальное условие для становления и развития личности. Труд должен занимать первое место «во главе двух других содеятелей человеческого богатства: природы и капитала. Без личного труда человек не может идти вперед и не может оставаться на одном месте». Таким образом, анализируя роль и значение труда в жизни общества и развитии отдельного человека, можно прийти к выводу о его основополагающей роли в истории человеческого общества, о его соединительной функции: совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество и государство.

1.2 Развитие навыков трудолюбия у младших школьников

Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. В начальной школе ребенок усваивает специальное психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, физкультуру, рисование, ручной труд и др. виды учебной деятельности. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. (17, с.249).

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. В школе он приобретает определенный социальный статус. Меняется весь уклад жизни ребенка. Вступая в этот возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность для него становится ведущей. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых. (10, с.254).

Младший школьный возраст - это самоценный период. В это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В период младшего школьного возраста происходит естественный всплеск его творческой активности. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, но такой привлекательный для младших школьников окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем призваны школа и учитель. (5, с.13).

Школа по самой своей сути должна быть общеобразовательной, трудовой. Трудовое воспитание в ней неразрывно связано с жизнью и производственным трудом. Ведущим условием воспитательной эффективности детского труда является его содержательность, личностная и общественно-полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, организация, высокая производительность.

Известно что, чем более современным и рентабельным является производство, тем более четко организована жизнь коллектива, в котором участвуют школьники, тем выше эффективность воспитания труда. Психологический закон организации детского труда требует, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество, так как успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, закрепляет умения и навыки, воспитывает потребность в труде. А неудачи в трудовой деятельности угнетают психику детей и парализуют волю. Важный педагогический закон заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать значимость целей труда, своего участия в нем, зависимость достижения успеха от коллективных усилий. Школьнику надо убедиться на практике в том, что интересы коллектива и его личные неразрывно связаны, формировать в себе чувство коллективизма. В качестве основных стимулов труда выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом и самим собой. Школьнику важно уяснить смысл, содержание, технологию процесса для того, чтобы напрягать свои силы столько, сколько может вынести его молодой организм и психика. Только в этом случае труд ведет к успеху и становится источником радости. (12, с.252). Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуется два других личностных качеств ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает при повторяющихся успехах, при приложении достаточных усилий и приучении ребенком поощрения за это.

Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и труде. Благоприятными условиями для развития у школьников трудолюбия является то обстоятельство, что в начале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые нужно преодолевать. Перечислим некоторые из них - это адаптация к новым условиям жизни; проблемы, связанные обучением чтению, счету, письму; новые заботы, возникающие у ребенка в школе и дома. В развитии у детей этого качества большую роль играет разумная система поощрения ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны, определяются прилагаемыми усилиями. Немаловажное значение приобретает и вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен поддерживать учитель.

Трудолюбие возникает и тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Оно, в свою очередь, зависит от того, как учеба и труд младшего школьника удовлетворяют потребности, характерные именно для детей этого возраста. Стимулами, подкрепляющими успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции. (18,с.174).

Основными механизмами осуществления трудового воспитания является: техническое мышление, разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе на основе взаимодействий. А теперь рассмотрим подробнее каждый из них. Техническое мышление обеспечивает накопление знаний и опыта по эффективной организации труда, осмысление результатов этой деятельности. Мыслительная деятельность в труде формирует творческое отношение к делу, порождает эмоциональный подъем, самоотдачу.

Организованная трудовая деятельность формирует умение, навыки, привычку к трудовому усилию. Ее следствием является такой специфический механизм воспитания как отношение к труду. Среди отношений важными являются такие, как ответственность за результаты труда, трудовая дисциплина, эстетическая оценка продукта, точность, упорство, воля. Отношения ребенка в труде к себе и делу основывается на свойствах и чертах его характера. Общение в трудовом процессе осуществляется на основе обмане опытом организацией труда, коллективной оценки отношения к труду, взаимопомощи в общении происходит самовыражение школьника, его самоутверждение в глазах товарищей.

Содержание трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности. На первом плане учебный труд. Интеллектуальный труд для многих учащихся кажется более тяжелым, чем физическая работа. Но для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда - важнейшее средство подготовки к труду на современном производстве. В школе осуществляется еще и специальное трудовое обучение. Уже в начальных классах на уроках труда учащиеся приобретают элементарные навыки работы с бумагой, картоном и другими природными материалами. Дети ремонтируют наглядные пособия, изготавливают полезные вещи. Это посильный общественно- полезный труд закладывает основы трудолюбия, умение и желание работать. Общественно-значимый труд включает в себя такие виды деятельности, как сбор даров леса, макулатуры, тимуровская работа. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря их игровому оформлению, желанию детей совершать добрые дела из сознания долга и морального удовлетворения. Общественно-значимой работой школьников является также изготовление игрушек для детских садов, подклейки книг в библиотеке, изготовление кормушек для птиц. В такой деятельности дети учатся делать добрые дела, у них формируется понимание необходимости сочетания личного интереса с общественным. Бытовой труд помогает ребенку понять, что всякие нужные людям труд почетен, и уважаем в обществе. Такая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, дежурство по школе, уборка мусора за собой и на прилегающей к школе территории.

В процессе трудового обучения учащиеся должны следить за порядком на рабочем месте, убирать за собой после работы. Фактором, побуждающим ребенка к бытовому труду, становится сознание необходимости собственным трудом свои потребности. Положительное влияние на детей оказывает чистота и порядок, рукотворная красота окружающей обстановки. Поддержания в школах радостного и ответственного отношения к самообслуживанию требует сделать этот труд повседневным, посильным и систематическим. (12, с.252). Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины 19 века в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д.Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Труд рассматривается и с различных сторон. Ушинский утверждал, что если у человека не окажется своего личного труда в жизни, то он теряет саму возможность человеческого существования. Трудовая деятельность преобразовывает не только окружающий мир, но и саму сущность человеческой природы. Значит, трудовая школа должна быть тем местом, где ребенок получает возможность заниматься деятельностью преобразовательной, так как лишь такой подход формирует в нем неисчерпаемое богатство способностей, которые заложены в нем с рождения.

По мнению К.Д.Ушинского, школа должна вводить детей в мир подлинных знаний о природе и превратить их в личное достояние каждого ребенка. Ученик должен уяснить, что труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое условие существования деятельности». К.Д.Ушинский утверждал, что воспитание должно формировать в человеке привычку и любовь к труду: «оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд жизни». Школа, по его мнению, должна наполнять душу воспитанника стремлением к « доброму делу» на «всю его жизнь». Открыть для каждого путь к нахождению и обретению труда по душе и сердцу - главная задача воспитания. (21, с.56).

Группа исследователей во главе с аспирантом кафедры детской психологии МПГУ Е.В.Козловым рассмотрели труд и изучили ее определение характеристики с точки зрения детей, детского восприятия, значимости труда в общественной жизни. Детям было предложено ответить на два вопроса: «Что такое труд?», «Зачем многие взрослые работают?». Дети считают, что труд есть: средство добывания денег; деятельность; место, куда ходят. Большинство младших школьников на вопрос «Зачем многие взрослые работают?» дают ответы такого типа «Чтобы деньги зарабатывать». В целом можно сказать, что большинство детей 6 - 7 лет имеют первичное представление о труде, которое во многом носит еще и потребительский характер. Это проявляется в том, что дети связывают труд главным образом с получением денег. Такое понимание объясняется скорее особенностями семейного воспитания. Таким образом, большинство детей младшего школьного возраста понимают труд в первую очередь как средство добывания денег.(9, с.22).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.