Рефераты. Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

p align="left">Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки - лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, наглядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно - волевые качества.

1.4 Характеристики поручений как формы организации труда дошкольников

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974).

Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию - соответствовать видам труда.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т.д.). Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

1.5. Анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой деятельности

Анализ статьи Черкасовой показал, что для начала нужно изучить возможности детей. Затем организовать трудовые поручения с простых заданий индивидуально. Предварительно показывать и объяснять важность определенного поручения.

В первой половине года ставить перед собой цель: воспитывать умение выполнять задание, независимо от того нравиться оно или нет.

Если ребенок не хочет выполнять поручение, предложить ребенку посмотреть, как это делает другой ребенок. В итоге, ребенок сам изъявляет желание.

Давать оценку труда детей, применяя разнообразные приемы: поощрение, привлечение внимания всего коллектива, использование игровых приемов. При оценки всегда находил что-то положительное, даже если ребенок самостоятельно не справляется с заданием. Знал, что игровой прием заинтересовывает ребенка, стараться использовать его чаще.

Организовывая трудовое поручение, подбирать такие поручения, которые способствовали бы нравственному воспитанию детей. В нравственном воспитание огромное значение имеет труд в природе, где дети сами ухаживают за растениями, за рыбками, птицами. Поощрять проявление трудолюбия, стремление действовать самостоятельно.

Я согласна с ней, что работа в детском саду, должна находить свое продолжение в семье. Чтобы закрепить у детей такие качества, как желание трудиться, готовность сделать что-нибудь хорошее для окружающих, ведь во многом воспитание трудолюбия зависит и от семьи.

Исследовательская работа Крулехт показала, что занятие по трудовому обучению всегда проводится после наблюдения трудового процесса у взрослых. Более подробно она описывает методику занятия по трудовому воспитанию. Согласна с ней, что начинать занятие следует с проблемной ситуации, так как игровой прием заинтересовывает детей, и в конце можно подвести итог, например: «Мы помогли кукле Почемучке накрыть на стол, теперь он будет расставлять посуду правильно», здесь еще идет закрепление трудовых умений.

Показывая трудовой процесс, взрослый постоянно активизирует детей, использует их знания о трудовом процессе.

Знания и умения полученные на занятиях закрепляются в упражнениях.

Занятия по трудовому воспитанию позволяют детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления.

Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к собственному труду.

Особенность поручения по мнению Шатовой, является все поручения, которые исходят из взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Я с ней полностью согласна, так как они представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к полученному делу, умением доводить работу до конца.

Пронаблюдав за детьми своей группы, Шатова пришла к выводу, что большинство ребят от 3 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются на требование педагога.

В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно.

В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий, при этом воспитатель использует приемы показа и объяснения и усиленный контроль.

Шатова правильно подметила, что индивидуальные поручения можно давать не одному, а нескольким детям, но только в том случае, если дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного вмешательства и внимания педагога. При этом необходимо показать несложные приемы работы всем детям одновременно.

Необходимо замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым и это правильно. Правильно и то, что необходимо поощрять ребенка за проявленную самостоятельность, так как ребенок стремится трудиться, проявляет инициативу.

Анализ опыта Годиной показал, что методика трудового обучения детей 4 года жизни. Обеспечивающая одновременно нравственное воспитание, обусловлена особой организацией деятельности малышей. Внимание педагога направляется прежде всего на приобретение ими опыта выполнения практических действий. У детей вырабатывается умение выполнять несложное задание, действовать самостоятельно.

Година обратила внимание, что ребенок интересуясь трудовым процессом, желает участвовать в нем, но не может это сделать, так как у него нет нужных навыков и физических возможностей. Година предлагает, чтобы не погасить интерес к труду взрослого, воспитатель должен вычленить те действия в трудовом процессе, выполнение которых доступно ребенку.

Мартова взяла под основу овладения трудовыми навыками и умениями, условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье.

Приводила пример некоторых детей, которые не могли или сами не хотели справляться с коллективным трудом. Использовали: показ, объяснение, разъяснение. Приглашали родителей в детский сад понаблюдать за детьми, дабы у них изменилось отношение к ребенку, приводили собрания на тему организации труда в семье. Это вызвало дискуссию, что ребенок слишком мал, или сделает все неправильно, будет мешаться. Была даже создана папка - передвижка.

2. Экспериментальные исследования формирования трудовых умений через трудовые поручения

Тема моей работы: «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений».

В практической части мною был проведен педагогический эксперимент, проводился в младшей группе ДОУ №251. Воспитатели: Сяглова Наталья Владимировна, Шурухина Марина Викторовна.

Цель исследования: обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений.

Гипотеза исследования: формирование трудовых поручений у детей младшей группы окажется более успешным при условии:

а) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во-вторую половину дня;

б) содержание поручений будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе);

в) руководящей роли воспитателя.

Провела 3 этапа эксперимента: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Для проведения каждого этапа были созданы определенные условия: выбрана диагностическая методика, определены критерии для определения уровней сформированности трудовых умений у детей в групповой комнате, раздевальной комнате созданы условия для выполнения детьми трудового поручения, то есть весь материал, оборудование располагался в пределах досягаемости детей.

2.1 Констатирующий эксперимент

Для него были подобраны вопросы для беседы с детьми по выявлению у них трудовых умений, навыков и знаний по методике разработанной Куцаковой (Приложение №1).

Для выявления у детей трудовых умений, навыков и знаний была проведена беседа:

- Кто моет полы, вытирает пыль?

Первым ответил Максим.

- Помощник воспитателя, Елена Викторовна.

Затем все дети повторили ответ.

- А кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

- Тоже Елена Викторовна! Ответили все дети хором.

- Кто убирает снег на участке?

- Дворник - ответила Полина.

- Правильно, а зачем снег убирают и подметают участок?

- Чтобы около детского сада было чисто, красиво сказал Сергей.

- И чтобы мы могли ходить, а если снега много, то мы не сможем заходить в детский сад - добавил Максим.

- Скажи мне Лиза, кто сшил красивую одежду для кукол?

- Правильно, воспитатель. Скажите, а почему ничего нельзя бросать на пол?

- Потому что Елена Викторовна подмела, а потом опять будет грязно в группе, - ответил Владик.

- Тимур, скажи, а куда нужно складывать мусор?

Тимур показал мусорное ведро.

- Молодец, правильно, Илья покажи, как ты умеешь мыть руки?

Илья подошел к раковине, включил воду и не закатывая рукава принялся мыть руки, причем без мыла.

- Даша, посмотри, правильно ли он моет руки, покажи как надо правильно?

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.