Рефераты. Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры

p align="left">5. Прослушать сообщение; обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно-значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Обобщение признаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида. Их игровым материалом являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков предмета, но и умение увидеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия и закрепленными в слове.

Например, в игре «Отгадай загадку - посмотри отгадку» педагог ставит перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: «Эта шкатулка непростая, в ней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаете, отгадку на картинке увидите». Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает детям для отгадывания в ходе одной игры, определяются им самим и зависят от задач конкретного урока, знаний и интересов учеников. Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения (примеры загадок)

6. Прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, учебно-значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемой информации. Г В соответствии с этими типами дидактических заданий можно выделить шесть видов игр.

Игры шестого вида способствуют у детей умений обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. Такие игры по своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методической инструментовке могут проходить очень интересно и с пользой для учеников. (игра №1 см. приложение 1)

Таким образом, проводимые в определенной системе дидактические игры обеспечивают единство и взаимосвязь в формировании информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-корректировочной функций учебной деятельности. Но, как убедится учитель, помимо непосредственной реализации этой задачи все игры в значительной степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка путем совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т.п. Уяснение принципа включения игр в программу и переосмысление с позиций представленного выше подхода дидактических и игровых задач, действий, правил и результатов тех игр, которые педагог использует в своей учебной практике или находит в методических сборниках, поможет ему более эффективно использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские, оригинальные дидактические игры, проводя их с детьми в часы досуга и на уроках. Важным при этом является то обстоятельство, что планирование игр в течение учебного года программой жестко не регламентируется, а главным ориентиром их включения в образовательный процесс служит уровень развития общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности учеников (высокий, средний или низкий, требующий начинать работу практически с нуля).

Дети читают рассказ и стараются придумать как можно больше заглавий к нему. Заглавие должно быть кратким, выразительным и возможно более точно отражать содержание рассказа или одну из основных его идей. Когда названия придуманы, организуется их обсуждение и выбор лучших, самых интересных.

Приложение 1

Игры первого вида

1. «Аукцион»:

Ведущий (учитель или кто-то из детей) предлагает «участникам аукциона» назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например «белый» (или «круглый», «нарядный» и т.д.). Слова следует называть по одному, не повторяясь и ожидая своей очереди - знака «аукциониста». Тот, в свою очередь, строго придерживается правил «торгов» и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы между ними станут все более длительными, начинает отсчет: «Белый... - раз! Белый... - два! Белый...» Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: «...три!» - и победителем игры считается тот, кто назвал последнее слово.

2. «Разноцветные пуговицы»

(название условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и по форме, размеру, количеству отверстий и т.д.).

Педагог предлагает игрокам разделить собранную совместными усилиями «богатую коллекцию» пуговиц сначала на две группы - подходящие к подходящим, потом - на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполнят игровое задание, с ними необходимо обсудить основание, по которому были выделены группы, и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию (основаниям).

«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки).

3. «Бабочки».

Для проведения игры необходимо подготовить 18 карточек (размерами примерно 5x5 см) с изображением бабочек, которые отличаются друг от друга цветом крыльев, формой пятен на крыльях и характером края крыльев; три листа белой бумаги (20x30 см); три полоски (10x20 см каждая) и квадрат (15x15 см) из бумаги серого цвета. В ходе игры ученикам необходимо правильно рассадить бабочек на «полянки» (листы белой бумаги) и «мостики» (серые полоски и квадрат) в соответствии с заданными педагогом условиями.

Задание № 1. Сначала педагог предлагает расположить всех насекомых на двух листах-«полянках» так, чтобы на одном листе оказались все насекомые с красными крыльями. После того как задание будет выполнено, он просит игроков объяснить, какие бабочки на какой «полянке» расположились.

Задание № 2. Разложить бабочек на два белых листа-«полянки» и соединяющую их серую полоску-«мостик» так, чтобы на одном белом листе оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другом - все насекомые с желтыми крыльями. Дети должны сами догадаться, какие насекомые должны расположиться на «мостике». Бабочек, которые не подходят ни к одной из «полянок», нужно положить отдельно.

Задание № 3. Разложить насекомых на трех «полянках» и соединяющих их «мостиках» так, чтобы на первой «полянке» были все насекомые с красными крыльями, на второй - все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, на третьей - все насекомые с ровными краями крыльев (на листы бумаги кладутся карточки с соответствующими символами). Догадаться и найти тех насекомых, которых надо посадить на каждый из «мостиков». Насекомых, которые не подходят ни к одной «полянке» и ни к одному «мостику», оставить на столе. По окончании выполнения задания № 3 ученикам вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые на какой «полянке» и на каком «мостике» находятся.

4. «Подбери».

Перед ее началом ведущий отбирает по количеству игроков комплекты предметных картинок - карточек (4-6 штук в каждом комплекте); карточки раздаются всем игрокам поровну. Получив карточки, они должны рассмотреть их и решить, какую группу будет собирать каждый из них; растения, животных, мебель или др. (собирать следует тот комплект карточек, которых у игрока больше). После этого участники игры обмениваются друг с другом карточками (по одной), которые им уже не нужны. Делают они это так, чтобы остальные играющие не видели, что изображено на карточках. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не соберет все карточки своей группы. Он и считается победителем.

Игры второго вида

1. «Слухачи».

Ученикам предлагается послушать звуки, которые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем - на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания и группировки доносящихся звуков учитель обсуждает все услышанные звуки с детьми.

2. «Кто сказал комплимент?»

В игре принимают участие 6-8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам игры спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и т.д. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3-4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие этого круга - не искажать своего голоса.

Во втором круге это правило меняется - теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно осложняет задачу водящему и, помимо прочего, заставляет остальных проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.

2. «Угадай, кого позову».

Педагог предлагает встать тем ученикам, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например, учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать: Се-ре-жа, Ма-ри-на, Ок-са-на, Та-ма-ра и др.

3. «Летает - не летает».

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог объясняет правила игры: «Я буду называть предмет и говорить слово "летает", например, голубь летает, самолет летает и т.д. Если я назову предмет, который летает, вы поднимете руку.

Если я назову нелетающий предмет, руку поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руку и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит "фант"».

Игровая задача может быть значительно усложнена, если классифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется по самостоятельно найденному основанию, как в игре «Скажи пятое».

5. «Скажи пятое».

Играют несколько человек, один из игроков - водящий. Он обращается к кому-либо с предложением: «Скажи пятое» При этом он должен быстро назвать подряд четыре названия растений (или птиц, продуктов, предметов одежды и др.), а тот, к кому водящий обращается, должен успеть, как только он закончит, немедленно назвать нельзя. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим; если нет - водящий остается прежний.

Игры третьего вида

1. «Слова, слоги, буквы».

Вариант № 1. На отдельных карточках или на доске педагог заранее пишет следующие слова: дым, дал, рот, бок, рак, рыл, дом, вал, бык, выл, вол, сон, бак, сын, сад, мох, маг, мыл. Дети должны распределить слова на три равные группы, разложив карточки или записав каждую группу в отдельный столбик.

Победителями в игре являются те, кто верно найдет основание для классификации и допустит меньше ошибок при распределении слов по группам (основание для классификации - одинаковая гласная в каждой из групп).

Вариант № 2. В этой игре в качестве игрового материала используются слова: чиж, глаза, дыня, ворона, клюв, малина, баран, редиска, хоккей, гвоздика, кисть, акула, лев, ландыш, морковь. Записав их на доске, учитель просит детей распределить слова на три группы. Побеждает тот, кто быстро и правильно справляется с предложенным заданием (основание для классификации - количество слогов в каждом слове - один, два или три).

Вариант № 3. На карточках или на доске написаны имена детей: Аня, Белла, Женя, Марина, Лена, Юля, Света, Денис, Иван, Никита, Оля, Алла, Вера, Наташа, Оксана, Зоя, Таня, Дима, Алеша, Ира, Гена, Антон, Инна. Педагог просит учеников придумать для этих слов как можно больше групп. Вот несколько примеров:

- имена, начинающиеся с согласной буквы, и имена, начинающиеся с гласной буквы;

- имена мальчиков и имена девочек;

- имена, состоящие из одного, двух и трех слогов;

- имена, которые содержат сдвоенные буквы и не содержат таких;

- имена, оканчивающиеся на «а» и «я», и т.д.

2. «Раз - два!»

Для этой игры потребуется комплект предметных картинок, которые ведущий перемешивает и раздает всем участникам игры поровну. Играющие переворачивают свои карточки изображением вниз и кладут их возле себя стопкой. По счету «раз» игроки снимают со своих стопок верхние картинки, держа их изображением вниз. Затем по счету «два» все одновременно кладут эти карточки на стол рисунком вверх. Каждый играющий внимательно смотрит на карточки, стараясь быстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе, и назвать эту группу. Например, если на картинках изображены огурец, мак. диван и капуста, играющий быстро должен сказать; «Овощи!» - и взять себе картинки с изображением огурцов и капусты.

Может случиться, что играющий заберет себе две карточки, а под ними на столе окажутся еще две. Поэтому участники игры должны быть внимательны и следить за карточками.

Так, по очереди считая «Раз - два!», игроки снова открывают карточки и быстро называют предметы одной группы. Если игрок неправильно определил группу, к которой относятся предметы, карточки остаются на столе; если двое играющих одновременно правильно назвали группу, то выигрыш делится поровну. Игра происходит до тех пор, пока в стопках не останется ни одной карточки. Выигрывает тот, кто соберет карточек больше, чем остальные.

Игры пятого вида (примеры загадок)

На листочке, на страничке -

То ли точки, то ли птички.

Все сидя!- на лесенке

И стрекочут песенки.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает -

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты.

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

Подходила - грохотала,

Стрелы на землю метала.

Нам казалось - шла с бедой,

Оказалось - шла с водой,

Подошла и пролилась.

Вдоволь пашня напилась.

Игры шестого вида

1. «Придумай название».

Для Проведения игры понадобятся тексты небольших, но интересных по содержанию рассказов. Для начала может быть использован такой, например, текст: «Ежата родятся летом, иногда сразу по десять. Они слепые и глухие. На спине у них кожа утыкана мягкими белыми иголочками. Ежиха первые дни кормит их молоком.

Ежата слепые и глухие, а уже дерутся. Они не кусаются, не царапаются, а "боксируют". Кожа с иголками у них очень подвижная. Ежата надвигают ее немного на лоб и, как боксер кулаком, бьют противника. Слабенький ежонок летит от такого удара в сторону.

Когда ежиха уходит из гнезда, она каждого ежонка закутывает травой или листьями. Тепло ежатам в упаковке из листьев и не видно их врагам.

Через две недели у ежат открываются глаза, а мягкие белые иголочки выпадают. Вместо них растут твердые, колючие, серые иголки. Тогда мама начинает учить ежат искать вкусных улиток и жуков.

Заключение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности дидактические игры. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

На основе этого нами было проведено теоретико-экспериментальное исследование и решены теоретические и практические задачи.

В рамках теоретических задач изучена психолого - педагогическая литература.

В ходе решения практических задач проведено опытно-экспериментальное исследование и осуществлен анализ полученных результатов. Результат констатирующего эксперимента- ошибки в вычислении и орфографические ошибки. Формирующий этап - проведены серии уроков в экспериментальном классе. Результат контрольного этапа- положительная динамика в учебном процессе учащихся. На основе исследования определили эффективные формы и методы осуществления процесса воспитания младших школьников, и выявили положительную динамику, включив в воспитательный процесс, такую форму обучения как дидактическая игра. Таким образом, нами достигнута цель и гипотеза исследования.

Литература

1.1 Балашов М.М. дидактическая игра на уроке. : Игру любят все! / М.М. Балашов // Школьные технологии. - 1998. - № 5 - С. 137 - 140.

1.2 Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. - 2007. - № 6. - С. 44 - 46.

1.3 Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11 - С. 49 - 52.

1.4 Степанова, О.А. Игровая школа мышления. / О.А. Степанова // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 10 - С 3 - 12.

1.5 Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая, // Школьный психолог. - 2006. - № 7 - С.20 - 29.

1.6 Татьяченко, Д. Развитие общеучебных умений школьников. / Д. Татьяченко // Народное образование. - 2003. - № 8 - С. 115 - 126.

1.7 Федорова, Л.А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л.А. Федорова, // Аспирант и соискатель. - 2005. - №6. -С.128 - 135.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.