Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Формирование выразительности речи у старших дошкольников
Формирование выразительности речи у старших дошкольников
92
Содержание
Введение1. Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников1.2 Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников1.3 Способы и методы формирования выразительности речи2. Опытно-экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста2.3 Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возрастаЗаключениеСписок использованных источниковПриложения
Введение
Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личностиОсновным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец [9, 36], так же педагогов - А.В. Лагутина А.В., Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, и др.[21,34,38]. Однако в этих работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера:- какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;- каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности;- на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:- выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;- традиционность и импровизационность;- возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.Постановки русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр такими авторами, как Г.И. Батурина, Р.И. Жуковская, Бородич А.М. и др. [6, 7,15].Однако, признавая бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику формирования выразительности речи театрализованными играми, в связи, с чем в дошкольных учреждениях возникают затруднения по формированию выразительности речи посредством театрализованных игр.
Актуальность
исследования
определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью формирования выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. Поэтому тему нашего исследования обусловили несомненная значимость театрализованных игр в формировании выразительности речи и освоения речевой культуры.
Объект исследования
: процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования:
использование театрализованных игр как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Цель исследования
: изучить литературу по вопросу формирования выразительности речи и определить возможности формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр.
Гипотеза исследования:
формирование выразительности речи средствами театрализованных игр у старших дошкольников будет проходить успешнее, если при разработке театрализованных игр:1) учитывать индивидуальные психолого-педагогические особенности2) применять при проведении театрализованных игр эффективные способы формирования выразительности речи у старших дошкольников3) организовывать активное участие родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;2) рассмотреть возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников3) изучить способы формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста5) разработать методические рекомендации по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
Методы исследования
: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение психолого-педагогической литературы; разработка и проведение педагогического эксперимента, включающий констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент; обработка и интерпретация результатов.
База исследования
: МДОУ № 4 «Ладушки» с. Джалинда, Сковородинского района. В педагогическом эксперименте участвовали дети подготовительной группы 6-7 лет, 18 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться при разработке развивающих программ не только для формирования выразительности речи у старших дошкольников, но и для развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения.
1
.
Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.) [9,20,37].В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Л. С. Выготский и др.)[9].Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Филичева Т.Б., Швачкин Н.Х. и др.[10,40,42]Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок становится чутким к звучанию слов взрослых, и от случая к случаю он руководствуется в овладении звуками языка преимущественно то слухом, то артикуляцией.Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность. Неоднократно отмечались случаи, когда ребенок, схватывая слоговой состав слова, обращает мало внимания на звуки этого слова. Слова, произносимые в этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают по количеству слогов словам взрослых, но по составу звуков чрезвычайно отличаются от них [2,с.56]. Ритмичность речевого выражения и восприятия ребенком обнаруживается в случаях так называемой слоговой элизии, то есть опускания слогов слова. Общепринятое определение слоговой элизии гласит: ребенок выделяет в слове ударный слог и обычно опускает неударные слоги. Например, вместо «молоток» ребенок произносит «ток», вместо «голова» - «ва».По вопросу о ритмической структуре начальных речевых выражений нет никаких высказываний в литературе. Однако некоторые данные, имеющиеся в дневниках родителей, позволили Н.Х. Швачкину придти к выводу, что первые ритмические выражения принимают структуру хорея [42, с.102]. Это предположение подкрепляется тем, что первые слова, с которыми взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двухсложны с ударением на первом слоге.В процессе дальнейшего речевого развития, ребенок сталкивается со словами взрослых, которые обладают различной ритмической структурой. Как известно, слова русского языка в ритмическом отношении могут быть односложными, двухсложными (хорей, ямб), трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест) и, наконец, многосложными.Указанные факты приводят к выводу, что слоговая элизия происходит не только вследствие выделения ударного слога и опущения неударных слогов и не только в силу несовершенства артикуляции звуков слова, а и в связи с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре - в структуре хорея.С развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову. В связи с этим удельный вес хорея в речи ребенка снижается [41,с.118].Ритмико-интонационная активность ребенка направляется в сторону стихотворного творчества. Это характерно для всего периода дошкольного детства, причем у младшего дошкольника обнаруживается преобладание ритма и интонации над словом. Наблюдаются случаи, когда в детском саду дети постигают ритм песни, не улавливая всех ее слов [41,с.119].Стихотворное творчество ребенка на начальной ступени обычно сопровождается его телодвижениями. Однако не все стихи ребенка непосредственно связаны с жестикуляцией. Есть песенки и прибаутки, не сопровождаемые никакими движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией.Вся деятельность ребенка связана с песней. Есть песни сказочные, хоровые, игральные. Однако недолго игры и другая деятельность ребенка сопровождаются песней. Дети бросают петь при своих играх, они переходят к играм без песен.К этому же периоду отмечается изменение ритма и в стихах детей. Пропадает хорей. Сами стихи становятся аритмичными.При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность [3,с.89].Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками [1,с.151]:Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Страницы: 1,
2
,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.