Но прежде, чем работать над развитием и формированием взаимоотношений детей в игре, необходимо выявить было уровень игровой деятельности, (который является синтезом двух составляющих: 1) уровень игрового взаимодействия и 2) показатель усвоения социальных норм и правил) каждого ребенка, чтобы увидеть их «слабые» места, которые необходимо развивать и «сильные», на которые можно опереться в работе, и тоже их развивать.
Использование диагностики, считаю, важным делом, т.к. для того, чтобы использовать игру как средство воспитания и формирования личности ребенка необходимо знать каждого ребенка: определить степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, умений и навыков игрового взаимодействия, следование его социальным правилам и нормам в повседневной жизни, а также его умений применять их в своей деятельности. Всё это необходимо для более эффективной и направленной работы
Диагностическая и формирующая работа проводилась со всей группой
2002-03 учебный год - старшая группа - 18 человек
2003-04 учебный год - подготовительная группа - те же 1 человек
2.1 Констатирующий эксперимент
Программа «Развитие» /автор Л.А. Венгер/ направлена на развитие умственных и творческих способностей ребенка-дошкольника.
Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы программы делают акцент при определении уровня развития игровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности дошкольников.
Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней - высокому, среднему, низкому, - в соответствии с возможностями данной возрастной категории; эти признаки - показатели уровня игры - представлены в таблице.
Низкий уровень
q В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами.
Средний уровень
q Склонен к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию
Высокий уровень
q С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего планирования событий.
Количество детей
%
Первая подгруппа
6
33%
Вторая подгруппа
5
28%
Третья подгруппа
3
17%
Четвертая подгруппа
4
22%
Анализ полученных результатов диагностики в ОКТЯБРЕ 2002-03 уч.года позволяет говорить, что все дети, в основном, испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений, возникающие конфликты часто происходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера по игре, при распределении ролей с трудом могли договориться друг с другом, пытались перекричать своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояние партнеров не брали во внимание, нередки случаи некорректного и неадекватного отношения друг к другу (отсутствие чувства сопереживания другому и умения радоваться за успех играющих).
Так, сравнительные (количественные и качественные показатели) диаграммы представляют возможным сказать, что наметилась положительная динамика с ОКТЯБРЯ по МАЙ 2002-03 уч.года (увеличивается количество детей с высоким уровнем, идет снижение с низким уровнем, хотя показатели среднего уровня остаются неизменными 67% (12 человек), происходят изменения в высоком и низком уровнях за счет того, что «плавает» количество из низкого средний высокий) в плане развития сюжетно-ролевой игры, игровых взаимоотношений и показателей усвоения социально-приемлемых форм поведения.
Если сравнить количественные и качественные результаты за МАЙ 2002-03 и ОКТЯБРЬ 2003-04 уч.годов, то можно увидеть, что динамики не отмечается.
МАЙ, 2002-03 уч.год
Старшая группа
ОКТЯБРЬ, 2003-04 уч.год
Подготовительная группа
67%
11%
Данный факт можно обосновать тем, что срез проводился в МАЕ месяце почти перед самым отпуском детей и еще фактор, повлиявший на это - в летние месяцы акцент определяется на оздоровление дошкольников. Целенаправленная и планомерная работа продолжилась с СЕНТЯБРЯ, а уже в начале ОКТЯБРЯ проводилась диагностика, именно по этому, думаю, динамики за выделенный период не наметилось.
2.2 Формирующий эксперимент
Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, были обозначены и подобраны наиболее эффективные педагогические приемы (при руководстве ролевыми играми этих групп детей), способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в последствии в привычные и осознанные отношения доброжелательности, взаимопомощи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6