Рефераты. Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий

тоже время, Н.Н. Полетаева, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щуркова и др. характеризуют педагогическую деятельность как объективный фактор формирования ценностного мировоззрения личности, как способ самовыражения личностной позиции учителя, определяя тем самым ее социокультурную и психолого-педагогическую значимость [27].

Мы рассматриваем педагогическую деятельность будущего учителя, прежде всего, как средство развития его творческого потенциала (А.К. Маркова, Р.Х. Шакуров и др.), и как фактор формирования внутренней позиции, ценностно-смысловой сферы личности (Н.Н. Полетаева, Н.М. Таланчук, Н.И. Шевандрин), что предполагает целенаправленное и поэтапное включение студентов в освоение общечеловеческих и педагогических ценностей [5].

Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим учителем определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической деятельности. Ценностное отношение к педагогической деятельности у будущего учителя проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. При этом проблема ценностного отношения к педагогической деятельности есть проблема ценности этого отношения (М.С. Каган). Как психолого-педагогический феномен она связана с интересами, мотивами, потребностями, развитием ценностной сферы студентов как источниками личностного и профессионального смысла в педагогической деятельности. Специфика и особенность ценностного отношения к педагогической деятельности определяется не субъект - объектными связями, а межсубъектными отношениями, в которых оно и реализуется (А.К. Маркова) [10].

Таким образом, рассмотрев на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы основные аспекты изучения проблемы ценностей и ценностных отношений, мы сделали следующие выводы:

1. Ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

2. В зависимости от целей и задач, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности отражают основную жизненную перспективу, основные цели, определяющие то, что человек ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека. Инструментальные ценности выступают ориентирами при выборе определенного типа поведения или действия в конкретных жизненных ситуациях.

3. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека и только появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений. Ценностное отношение - это субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми.

4. В психологической науке принято выделять условно-рефлекторный, конкретно-эмоциональный, конкретно-личностный и собственно-духовный уровни развития ценностного отношения личности. При этом, структура ценностного отношения представлена тремя основными компонентами: когнитивным, аффективным и операционально-деятельностным.

5. В контексте исследуемой проблемы, мы рассматриваем профессиональную деятельность будущего учителя, прежде всего, как средство развития его творческого потенциала и как фактор формирования внутренней позиции ценностно-смысловой сферы личности, что предполагает целенаправленное и поэтапное включение студентов в освоение общечеловеческих и педагогических ценностей. Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим учителем определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической деятельности. Специфика и особенность ценностного отношения к педагогической деятельности при этом, определяется не субъект - объектными связями, а межсубъектными отношениями, в которых оно и реализуется.

1.2. Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Важным показателем успешности профессионального становления будущего педагога является сформированность его ценностно-смысловой сферы. Так Н.Н. Никитина отметает важность выдвижения на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, выстроить систему отношений к педагогической деятельности [43].

Формирование ценностей педагогической деятельности особенно актуально на подготовительной стадии профессиональной самореализации индивида.

Процесс формирования профессионально-педагогических ценностей длителен и многогранен, исследованию его закономерностей посвящены работы многих отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов и психологов:

А.А. Реан, Л.М. Митина, А.К. Маркова подчеркивают значимость ценностных ориентаций как регулятора профессионально-педагогической деятельности, определяют механизмы и средства, стимулирующие их формирование.

Н.Н. Никитина, В.П. Зинченко, З.И. Равкин рассматривают аксиологический подход в профессиональном образовании как приоритетное условие формирования профессионально-педагогических ценностей.

Н.А. Асташева определяет структуру процесса интериоризации ценностей, механизмы и условия решения проблемы аксиологического характера.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они объективны, т. к. складываются исторически в ходе развития общества, системы образования и фиксируются в педагогической науке в виде идей, концепций, теорий. При этом, отличительной особенностью педагогических ценностей, по мнению З.И. Равкина, является то, что, имея принадлежность к конкретной эпохе, они обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода [32].

Педагогические ценности имеют разные формы и уровни существования. Функционируя в масштабе общества и в сфере профессиональной деятельности, они приобретают общественно-педагогическое, профессионально-групповое и индивидуально-личностное значение.

Общественно-педагогические (социально-педагогические) ценности раскрывают характер и содержание ценностей, функционирующих в масштабе всего общества и сконцентрированных в общественном сознании в форме морали, педагогической этики, философии образования.

Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность относительно самостоятельных профессиональных групп, коллективов.

Индивидуально-личностные (личностно-педагогические) ценности представляют собой сложное социально-психологическое образование, в котором отражены цели, мотивы, идеалы, установки и др. мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентаций [20].

Ассимилируя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, педагог строит свою индивидуально-личностную систему ценностей. Эта система включает:

ценности, раскрывающие значение и смысл профессионально-педагогической деятельности преподавателя (ценности-цели):

концепция личности студента-профессионала в ее многообразных проявлениях в различных видах деятельности и концепция Я-профессиональное как источник и результат профессионального самосовершенствования;

ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства):

концепции педагогического общения;

педагогические техники и технологии педагогического мониторинга и инноватики и др;

3) ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности-отношения):

концепция собственной профессиональной позиции, включающая отношение преподавателя к учащимся, самому себе, своей профессиональной деятельности, другим участникам педагогического процесса;

4) ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания):

теоретико-методологические знания о закономерностях формирования личности и деятельности;

знание ведущих идей и закономерностей педагогического процесса и др.;

5) ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества):

многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешнеповеденческих качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях (способность к творчеству, проектированию своей деятельности, вырабатыванию позиции сотрудничества, построению, гуманистических диалоговых отношений с другими людьми и т.д.) [12].

Представленные группы педагогических ценностей образуют систему как содержательную основу, стержень профессионально-педагогической культуры. Очевидна связь между группами педагогических ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств, ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д.

Анализ системы педагогических ценностей позволяет выделить две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные) [42].

Аксиологический аспект профессиональной подготовки будущего учителя представляет собой формирование совокупности специфических педагогических ценностей профессиональной деятельности, субъективное восприятие и присвоение которых личностно значимо для студентов. При этом сами педагогические ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека и лишь появление отношения порождает субъективное значение (личностный смысл) реализуемой деятельности (учебной, а в последствии и профессиональной) [1].

Формирование у студентов, будущих учителей, ценностного отношения к педагогической деятельности - сложный процесс, который, реализуется посредством различных психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интернализации.

Б.Г. Ананьев отмечает, что "…формирование личности путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности" [41, с 108].

Интериоризация - есть преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания (А.Н. Леонтьев).

И.Ф. Клименко считает, что интериоризация значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане.

По мнению Б.С. Круглова, интериоризация ценностей есть осознанный процесс, он предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Такая способность может осуществиться лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости.

Известно, что подростковый и юношеский возрасты - это период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение и осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах основаны на ориентировке юных людей в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека [18].

В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности. В этом, как утверждает В.А. Крутецкий, проявляется специфическая трансформация чувства взрослости у старших школьников, по сравнению с подростками. У юношей возникает потребность не просто чисто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых. Все нормы и ценности черпаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего «Я» и формированию личностных смыслов [28].

В отечественной психологии понятие смысла наиболее полно освещено в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. При этом взгляды отечественных психологов на систему личностных смыслов, как и представления о системе ценностей человека, часто перекликаются с идеями представителей экзистенциально-гуманистического направления.

Личностный смысл принято определять как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение - для - меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы. Еще В. Франкл указывал, что основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, совершенствовать способность, которая позволяет человеку находить уникальные смыслы [38].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.