Рефераты. Формы и виды контроля знаний учащихся по неорганической химии

p align="left">Если ученику во время ответа понадобилось что-то написать на доске, а для этого требуется более или менее продолжительное время, то учитель использует это время для работы с классом: предлагает вопрос другому ученику, которому не нужно специально готовиться, проводит фронтальную беседу, проверяет домашнее задание у класса, предлагает выполнить несложный опыт у демонстрационного стола.

Самая большая ошибка молодого учителя во время индивидуального учета знаний - затягивание его во времени. Если очевидно, что ученик не готов к уроку, не нужно задавать ему дополнительные и наводящие вопросы - он на них все равно не ответит. В результате интерес класса к уроку будет потерян, а тема урока не раскрыта. Такого ученика нужно посадить на место, указать ему на плохую подготовку к занятиям и по окончании урока провести с ним беседу.1 Плохую оценку можно сразу не ставить, пока не выяснится причина неудовлетворительного ответа. Как правило, грозящая «двойка» действует на ученика эффективнее, чем уже поставленная в журнал.

Когда ученик отвечает, весь класс должен внимательно слушать его ответ, так как он носит обучающий характер. Для того, чтобы добиться активного внимания, учитель может предложить отрецензировать ответ, исправить ошибки, продолжить рассказ учащегося, даже написать рецензию, которую можно оценить. Оценку ставят и за устную рецензию, если она содержательна и обоснованна.

Во время ответа учащегося рекомендуется демонстрировать все необходимые средства наглядности, которые были использованы при объяснении темы на предыдущих уроках. Можно использовать видеофильм. Можно демонстрировать фрагмент фильма с выключенным звуком, а отвечающему предлагается его прокомментировать.

Книги и тетради должны быть закрыты, если предлагается вопрос на воспроизведение информации. При проблемном или обобщающем вопросе, при выполнении задачи или упражнения целесообразно использовать для работы учебники и тетради.

Учитель обязан внимательно слушать отвечающего, следя одновременно за классом и за записью на доске, исправляя ошибки с помощью учащихся, так как научить нужно не одного ученика, стоящего у доски, а всех. Замечания, которые учитель делает отвечающему, произносят достаточно громко, чтобы их слышали все учащиеся. Затем учитель комментирует ответ учащегося, указывает ошибки, отмечает удачные стороны. После этого громко сообщает оценку, которая должна быть обоснована. Такой прием исключает возражения по поводу оценки, а учащиеся привыкают к предъявляемым единым требованиям.

Добиться того, чтобы все ученики в классе стремились и любили отвечать у доски, - большое искусство. Этого можно достигнуть только при тщательно продуманной методике учебного процесса в целом.

3.2 Фронтальная контролирующая беседа

Фронтальная контролирующая беседа, как правило, кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ ученику ставить оценку нельзя. Нужно заранее наметить тех учеников, ответ которых во время беседы хотят оценить, и задавать им целенаправленно запланированные для беседы вопросы. Однако не следует задавать подряд вопросы одному и тому же ученику. Работать должен весь класс.

Фронтальная беседа может сочетаться с устным учетом знаний, когда несколько учащихся готовятся к ответу у доски. Сложность работы заключается в том, чтобы не упускать из поля зрения класс, участвующий в беседе, и учащихся, отвечающих у доски. Беседа должна быть прекращена в тот самый момент, когда один из отвечающих у доски подготовился к ответу. Иначе у доски начнется взаимное консультирование и подсказки.

3.3 Зачет

Одним из методов устной проверки знаний является зачет. Его проводят обычно в конце какой-либо большой и сложной темы. Например, может быть проведен зачет по теме «Теория электролитической диссоциации», «Азот и его соединения» или по всему разделу о металлах. Зачет назначается во внеурочное время; класс при этом разделяется на две или три группы, которые приходят на зачет по очереди в разное время. Нередко учителя называют зачетом обычную контрольную работу, которую проводят на уроке в классе. Но это искажает смысл зачета. Зачет - это метод устного контроля, но ученикам предоставляется возможность более длительно и обстоятельно ответить на вопрос. Иногда можно привлекать и химический эксперимент.

О зачете сообщают заранее, чтобы учащиеся могли к нему подготовиться. Для подготовки к зачету учитель составляет вопросы, а также примерные задачи, рекомендует литературу, предварительно проверив, имеется ли она в школьной библиотеке. Вопросы учащимся нужно продиктовать, а затем вывесить на доске объявлений химического кабинета, чтобы учащиеся, пропустившие занятия, могли их переписать.

На зачете вопросы для подготовки должны быть выданы сразу всем учащимся, которых отпускают по мере сдачи зачета. Учащихся, часто и хорошо отвечающих в классе на уроке, можно от зачета освободить, объявив это в классе как поощрение.

Сроки проведения зачета должны быть известны завучу школы, чтобы можно было регулировать нагрузку учащихся. На зачет можно пригласить представителя администрации школы или классного руководителя [4,5].

3.4 Экзамен

Метод заключительной проверки - выпускной экзамен, который проводится в XI классе по окончании обучения в школе. С одной стороны, это проверка знаний, с другой - торжественный акт.

К экзамену должен быть специально подготовлен химический кабинет. Нужно разместить оборудование для подготовки эксперимента так, чтобы учащимся это было удобно. В кабинете вывешивают таблицы, которые использовались в процессе обучения, связанные по содержанию с вопросами билетов, дополнительные доски и т. п.

Перед экзаменом проводится консультация, цель которой - показать учащимся, как расположено оборудование в кабинете, проконсультировать их по неясным вопросам. Обычно таких вопросов бывает мало, так как подготовка к экзамену начинается задолго до его проведения, в течение последней четверти. Недопустимо готовить учащихся к экзамену путем натаскивания по билетам. Однако в процессе обобщения знаний в конце XI класса, которое имеет четкую логическую структуру, указывать, что данный вопрос имеется в билетах, что на него нужно обратить особое внимание. Если учащиеся сами проявят инициативу и станут записывать в тетради конспекты ответов на вопросы билетов, их нужно поддержать в этом и помочь.

Экзаменационные билеты едины для всех школ. Утверждает их Министерство общего профессионального образования РФ, а разрабатывают их Российская Академия образования (РАО) совместно с Институтами повышения квалификации учителей. Билеты печатают большим тиражом и доводят до сведения каждого школьника.

В экзаменационных билетах предлагается более обобщенная формулировка вопросов, например: Генетическая связь между классами неорганических соединений.

В билетах дано примерное содержание задач, однако конкретные задачи учащимся не объявляют заранее, а предъявляют их только на экзамене. Для каждого класса составляют свой комплект задач.

Для проведения экзамена класс делят на две группы.1 Пришедшую группу учащихся вводят в химический кабинет, и шестеро из них получают билеты для подготовки. Ответивший ученик выходит из кабинета. В кабинете присутствует учитель-экзаменатор и ассистент. Функции ассистента выполняет либо другой учитель химии, если он в школе имеется, либо учитель физики или биологии. Он слушает отвечающих, оформляет ведомости, ведет записи.

После сдачи экзамена группой и согласования оценок с ассистентом учащимся всем сразу объявляются результаты. Оценивается не только качество теоретических знаний, но и уровень владения мыслительными приемами, терминологией и химической символикой, умение делать выводы мировоззренческого характера.

На экзамене особое внимание обращается на технику безопасности проведения химических опытов, планируемых по билетам. Прежде чем начать опыт, учащийся должен нарисовать схему прибора, который он планирует собрать, перечислить правила техники безопасности при работе. После этого он получает разрешение на выполнение эксперимента.

При подготовке к ответу учащимся разрешается пользоваться бумагой только со школьным штампом. После ответа черновики отбирают, чтобы потом можно было обсудить ответ ученика более подробно. Во время ответа учитель и ассистент делают пометки об ошибках и недочетах ответа экзаменующегося.

Экзамен - это заключительный контрольный акт, поэтому учащегося ничему учить на экзамене не следует, но недостатки ответа необходимо указать сразу, иначе при объявлении оценки у учащихся могут возникнуть претензии.

4. ПИСЬМЕННАЯ ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

4.1 Контрольная работа

К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных учащихся по карточкам, химические диктанты, задания тестового типа и т. п.

Длительные контрольные работы по химии проводятся редко, обычно после прохождения отдельной темы. О проведении контрольной работы учащихся предупреждают заранее, чтобы они могли подготовиться. Иногда учитель предлагает вопросы для подготовки к ней. Контрольная работа по химии не чаще чем раз в четверть включается в график контрольных мероприятий школы завучем школы, которого учитель ставит в известность. В этот день ни один другой учитель не имеет права провести контрольную работу в том же классе.

Содержание контрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемой темы. В такой большой контрольной работе задания должны быть едиными для учащихся всех уровней развития.

Молодому учителю иногда довольно трудно определить, не перегружена ли работа, не слишком ли она трудна для учащихся. Для проверки можно воспользоваться следующим приемом. Нужно самому выполнить эту работу на время так, как бы вы хотели, чтобы ее выполнили дети. Израсходованное время для учеников VIII-IX классов надо увеличить в 5 раз, так как они медленно пишут, а для старших классов - в 3 раза. Если же все-таки до конца справились с заданиями единицы, значит задания перегружены.

Если у вас есть сомнения, не слишком ли трудны составленные вами задания, пригласите среднего ученика из любого класса после уроков в кабинет за 1 - 2 дня до проведения в этом классе контрольной работы и предложите ему выполнить задание, вызывающее у вас сомнение.

В контрольную работу рекомендуется включать вопросы, требующие разнообразных мыслительных операций, тестовые задания, задачи, графические задания и т. д. Вариантов должно быть как можно больше, чтобы исключить заимствование.

Тетради для контрольных работ - документ, который может быть проверен администрацией школы и инспектором отдела народного образования. Тетрадь должна быть подписана. На ней также ставится номер стола в химическом кабине.

4.2 Самостоятельная проверочная работа

Проверочные работы на 10-15 мин проводятся на уроке довольно часто. При их проведении учащихся заранее не предупреждают. Проводить их можно даже после объяснения нового материала для проверки его усвоения или закрепления. Для этой цели можно использовать и тестовый (программированный) контроль. Содержание таких работ весьма разнообразно. Например, в VIII классе часто используется химический диктант по проверке усвоения символов элементов, работа по расстановке коэффициентов, по определению валентности элемента в соединении, по написанию химических формул по валентности и т. д. В IX классе - по написанию ионных уравнений и т. п.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.