2)работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).
Отметим основные цели и положения каждого из направлений.
Работа с отстающими эффективна, если:
дополнительные занятия проводятся с группой 3-4 человека: они должны быть однородными.
следует максимально индивидуализировать эти занятия;
их проводят не чаще одного раза в неделю, сочетая её с домашними заданиями;
после повторного изучения того или иного раздела на дополнительных занятиях следует провести итоговый контроль с выставлением оценок по теме;
занятия носят "обучающий" характер; следует использовать соответствующие задания из "дидактических материалов";
учитель математики должен анализировать причины отставания учащегося при изучении тем, выделять типичные ошибки. Это делает занятия более эффективными.
Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям.
2. Расширение и углубление знаний учащегося по программному материалу.
3. Оптимальное развитие математических способностей у учащегося и привитие учащемуся определенных навыков научно-исследовательского характера.
4. Воспитание высокой культуры математического мышления.
5. Развитие у учащегося умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике.
7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли матем. школа.
8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
9. Создание актива, способного сказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса.
Реализация этих целей частично осуществляется на уроках, но из-за временной ограниченности не с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация целей переносится на внеклассные занятия. Следует помнить, что: внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.
Говоря о содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой, отметим следующее:
Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. Например: признаки делимости чисел (5-6 кл.); решение геометрических задач на построение либо циркулем, либо линейкой; исторический материал; математические софизмы, задачи повышенной трудности и т.д.
Формы проведения внеклассной работы:
математические кружки
математические викторины, конкурсы и олимпиады
математические вечера
математические экскурсии
внеклассное чтение математической литературы
математические рефераты и сочинение
школьная математическая печать
неделя математики.
Следует различать занятия внеклассные, дающие новые математические знания (кружки, факуль0щтативы) и нет (все остальное).
Юношеские математические школы (ЮМШ)
Заочные математические школы (ЗМШ)
3. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике”
Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей - необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Основная цель проверки - определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.
Функции проверки:
· контролирующие: выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда;
· обучающие: совершенствование знаний и умений, их систематизация;
· диагностические: получение информации об ошибках, недочётах и проблемах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах; о степени влияния этих причин на качество знаний. Результаты этих проверок информируют об истоках затруднений в овладении материалом, о числе, характере и причинах ошибок; позволяют выбрать действенный индивидуальных подход; акцентировать внимание на подборе достаточно полной системы упражнений, более действенной методики обучения;
· прогностические: получение опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформулированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определённые пробелы в системе приёмов познавательной деятельности. Прогноз помогает уточнить особенности усвоения учащимися данного материала, его значение для дальнейшего овладения программным материалом и т.д.
· развивающие: стимулирование познавательной активности учащихся в развитии творческих сил и способностей;
· ориентирующие: получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Проверка ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
· воспитывающие: воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Принципы проверки:
1)целенаправленность: чёткое определение цели каждой проверки (что должно проверятся? Кто должен опрашиваться? Какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки?
2)объективность: чёткое выделение общих и конкретных целей обучения, разработанность требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания проверки, адекватность проверочных заданий - целям проверки; обеспеченность методами обработки, анализа и оценивание результатов проверки и т.д.
всесторонность: усвоение основных идеё курса, учебного материала по определённым содержательным линиям курса, знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности;
регулярность: систематичность проверки, органически сочетающаяся с самим учебным процессом;
индивидуальность: проверка и оценка знаний, умений и навыков каждого ученика.
Формы проверки:
1)индивидуальная: целесообразна в случае выяснения индивидуальных знаний, способностей и возможностей отдельных учеников; она всегда планируется и подлежат ей все учащиеся класса.
2)групповая: класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе даётся проверочное задание, одинаковое или дифференцированное и проверяют результаты письменно-графического задания или практического или проверяют точность, скорость и качество выполнения. Применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приёмов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах вычисления заданий и т.д. Иногда её проводят в виде уплотнённого опроса.
3)фронтальная: изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Виды проверки:
1) текущая: в течение всего учебного года; на каждом уроке. Проверяется правильность и осознанность каждого практического и познавательного действия ученика, его умений производить анализ, обосновать производимые действия, выделять существенное в изучаемом, дифференцировать понятия, производить шаги преобразований и т.д.
2) тематическая: условие основных положений темы. Проверяются умения учащихся связно и последовательно излагать усвоенный материал, обобщать конкретизировать систематизировать, применять знания при решении практических и познавательных задач. Проведение тематической проверки во многом зависит от чёткого выделения в теме основных разделов или подтем, задающих частоту проверки, которая осуществляется через систему контрольных кратковременных работ.
3) итоговая: имеет специализированный характер (экзамен или годовая контрольная работа).
Методы проверки:
1) Устная: возможны различные целевые установки (проверка домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и условий знаний, изучить уровни развития математической речи, свойств и качеств мышления и т.д.). Методика устной проверки включает две основные части:
a)Составление проверочных вопросов и их задания;
b)Ответ учащихся на поставленные вопросы и слушание его. При составлении вопросов следует помнить, что проверять следует те знания, которые являются ведущими в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. Эффективна в том случае, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Основные приемы устной деятельности:
1. проверка ответов и сообщений по домашнему заданию;
2. проверка знаний, умений и навыков по ранее изученному материалу, если учитель не уверен в прочности его усвоения;
3. проверка знаний по ранее изученному материалу, если он активно будет использоваться при введении новых знаний;
4. проверка усвоения учащимися теоретического материала;
5. проверка усвоения умений и навыков: способов действий и способов деятельности;
6. проверка уровня развития устной математической речи;
7. проверка уровня развития логического мышления учащихся, умений рассуждать, делать выводы, доказывать и обосновывать свои действия;
8. проверка уровня развития свойств и качеств мышления.
проверка письменно - графических работ: по сравнению с устной большая объективность, охват нужного числа проверяемых; экономия времени, возможность ранжирования учащихся по уровню усвоения учебного материала. Наиболее полно проверяются знания теоретического материала, умение применять его к решению задач, сформированность навыков. Методика проверки требует уделения особого внимания вопросам подготовки, организации, проведения и анализирования результатов.
3) проверка практических работ: получают данные об умении учащихся применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, средствами малой механизации вычислительных работ, простейшими вычислительными машинами, чертежными и измерительными инструментами, приборами и т.д.
Средства проверки: вопросы, задачи, другие задания.
Машинная проверка - по специально составленным заданиям.
Безмашинная проверка: краткосрочные устные работы, краткосрочные письменные работы, математические диктанты, контрольные работы, зачеты.
Страницы: 1, 2