Рефераты. Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

осле того, как достигнуто мотивационно-целевое сплочение коллектива, можно приступать к следующей задаче - поиску единства мнений относительно путей и средств достижения поставленных целей. Сначала коллектив обсуждает пути и средства предстоящей работы, составляет единый план действий. На этой основе вырабатываются способы общения и взаимодействия, обеспечивающие последующее развитие коллектива и эффективность его работы.

Одним из кардинальных вопросов в процессе формирования коллектива учащихся является коррекция психологического климата в нем. В данном случае можно говорить об основных (традиционных) и специальных (вспомогательных) средствах управления психологическим климатом. К основным средствам относятся: материально-бытовые условия, четкая организация учебно-воспитательного процесса, направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива, традиции коллектива, характер руководства коллективом, соответствие формальной структуры неформальной структуре коллектива, стиль взаимоотношений и другие. [14]

Специальные средства представлены следующими видами воздействия: педагогические ситуации, в частности, создание ситуации успеха на занятиях; педагогические игры создание эстетически привлекательных условий для совместной деятельности, направленных на повышение жизненного тонуса членов коллектива и общего уровня активности; создание благоприятной психологической атмосферы, при которой каждая личность чувствует себя защищенной и не боится максимально проявить свои способности.

Таким образом, формирование коллектива - это сложный и многоплановый процесс, который связан с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение личности в системе внутриколлективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важным является понимание того, что коллектив - это динамическая система, в которой постоянно происходят какие-то изменения. Тем не менее, формирование коллектива - это, безусловно, педагогически управляемый процесс, эффективность которого во многом зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно социальный педагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

1.4 Основные формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг.

Групповые занятия - тренинги по формированию сплоченности коллектива являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем. Они способствуют развитию рефлексии, навыков групповой работы, креативного стиля мышления. Также способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего благоприятного социально - психологического климата. На занятиях происходит усвоение и закрепление ценностей (норм) коллектива, как неотъемлемой составляющей класса. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения социального педагога с учениками.

Возможны совершенно различные виды классных часов. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии или тематические лекции. Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидна. В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, социальный педагог часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого. Организация и проведение общественных мероприятий также является формой работы по сплочению ученического коллектива. В процессе общих дел у учащихся появляется взаимопонимание и взаимоподдержка друг друга. [18]

Глава 2. Система работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива

2.1 Программа изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива

Данная программа была разработана с целью изучения опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Базой для ее реализации стало МОУ СОШ №18 г. Череповец. Данная программа состоит из трех этапов.

Объект изучения: опыт работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.

Предмет изучения: опыт реализации форм работы по сплочению ученического коллектива в деятельности социального педагога в МОУ СОШ №18 г. Череповец.

Цель программы: изучить опыт реализации форм работы по сплочению ученического коллектива в деятельности социального педагога в МОУ СОШ №18 г. Череповец.

Задачи программы:

1) изучить опыт работы по сплочению ученического коллектива в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №18.

2) изучить формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.

3) обобщить полученную информацию и сформулировать методические рекомендации.

Субъект изучения: социальный педагог

Методы изучения: анализ документации, беседа, анкетирование, наблюдение.

Содержание программы.

Ориентировочный этап.

Цель: изучить опыт работы по сплочению ученического в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №18".

Направление изучения:

1. Сбор информации о микросреде школы.

2. Выявление основных направлений воспитательной работы в школе.

3. Характеристика ученического состава школы.

Методы: Анализ документации, беседа с директором школы.

Методики: Изучение годового плана школы.

II. Диагностический этап.

Цель: изучить формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.

Направление изучения:

1. Анализ опыта работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

2. Характеристика форм работы социального педагога по сплочению ученического коллектива.

Методы: Изучение документации, беседа с социальным педагогом.

Методики: изучение отчета о работе по сплочению ученического коллектива 6в класса.

III. Аналитический этап.

Цель: обобщить полученную информацию и сформулировать методические рекомендации.

Направление изучения:

1. Формулировка выводов.

2. Разработка методических рекомендаций.

Методы: Метод интерпретации и обобщения результатов, методы экспертных оценок.

2.2 Описание опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива в МУСОШ №18 г. Череповца

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №18" расположена по адресу: ул. Чкалова д. 20а, телефон 57-51-39. Микрорайон находится на западной окраине города. Школа расположена в непосредственной близости с проезжей частью. Около школы находятся: кожно-венерический диспансер, правоохранительное отделение милиции, строительный магазин "Некс", напротив школы расположены авто-рынок "Панькино", небольшие продуктовые павильоны. В районе школы на ул. Чкалова находится большое количество общежитий, также наблюдается большой поток автомашин, так как рядом расположены различные предприятия города, а также автоцех АО "Северсталь". Улица Чкалова является объездной дорогой для крупногабаритного автотранспорта.

В школе обучается 388 детей, из них мальчиков - 226 (55,5%), девочек - 181 (44,5%), из них из них:

в традиционных классах - 273;

в специальных коррекционных VII вида-97;

в классах компенсирующего обучения-18;

детей-инвалидов - 4;

обучаются на дому-6 учащихся.

Педагогический состав школы - 44 человека. Директор школы: Красикова Вера Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Фалёва Елена Станиславовна, заместитель директора по воспитательной работе: Самойлова Марина Викторовна, педагог-психолог: Юферицына Юлия Сергеевна,

учитель-логопед: Зайкова Виктория Вячеславовна, социальный педагог: Лебедева Марина Анатольевна.

Образовательное учреждение работает по следующим образовательным программам:

образовательная программа начального общего образования;

специальная (коррекционная) образовательная программа для детей с задержкой психического развития начального общего образования;

образовательная программа основного общего образования;

специальная (коррекционная) образовательная программа для детей с задержкой психического развития основного общего образования;

образовательная программа основного среднего (полного) образования.

В школе ведется воспитательная работа по следующим направлениям:

деятельность по формированию правосознания и гражданской ответственности;

нравственная и патриотическая деятельность;

трудовая и профориентационная деятельность;

экологическое воспитание;

спортивно-массовая работа;

санитарно-просветительская деятельность;

культурно-массовая работа;

школьные традиционные дела.

Воспитательный процесс в школе осуществляется под руководством воспитательного центра в составе:

1. Заместитель директора по воспитательной работе - Самойлова Марина Викторовна.

2. Социальный педагог - Лебедева Марина Анатольевна.

3. Старшая вожатая - Исакова Елена Сергеевна.

В системе воспитательной деятельности такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей, позволяет решать ученическое самоуправление.

Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:

воспитание в процессе обучения;

внеурочная деятельность;

внутриклассная деятельность;

межклассная деятельность;

внеклассная деятельность;

участие в работе творческих объединений;

массовая, общешкольная;

работа с семьей и общественностью.

Эти формы реализовываются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьных традиций.

Традиционные общешкольные праздники: День знаний, День Учителя, Посвящение в ученики (первоклашек), пятиклассники и старшеклассники, Новогодний марафон, День Победы, Прощание с начальной школой, Последний звонок, Выпускной вечер.

Одной из задач в работе социального педагога является создание здорового климата в школьном коллективе, основанное на сплоченности и взаимопонимании учащихся. Для реализации данной задачи социальный педагог использует различные формы работы, такие как организация и проведение общественных мероприятий, ролевые игры, групповые тренинги, беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы.

Для работы с определенным классом, социальный педагог составляет социальный паспорт класса, в котором отражены такие показатели: количество учеников, их фамилии, состав семьи и материальное положение семьи, определяет учеников их категории "группы-риска". На основе анализа данных составляет программу работы с классом, с учениками. Подбирает определенные формы работы для данного класса, коллектива.

2.3 Методические рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива

Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает "чувствовать свою важность и значимость". Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: "Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу. Именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности - осознанию себя полноценной личностью". [12]

Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т.е. строить и поддерживать приемлемые отношения с педагогом и одноклассниками, были разработаны следующие рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои "можно" и "нельзя" в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого социальный педагог планирует воспитательную работу.

Создать "ящик пожеланий".

Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.

Традиция учащихся класса под названием "Я пришел в этот день в этот мир".

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.

2. Особую работу следует вести с " отвергнутыми" детьми.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

4. Распределение между учащимися поручений.

Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.

дежурные по классу, по школе, по этажу;

медицинская служба класса - фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят;

библиотечная служба класса - помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса;

дежурные по столовой и гардеробу;

хозяйственная служба класса;

служба озеленения;

сценарная группа и т.д.

От социального педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Социальный педагог должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное - социальный педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. [16]

Заключение

В курсовой работе рассмотрены формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Также рассмотрены понятия коллектив, ученический коллектив, сплоченность. Описаны этапы развития ученического коллектива. Изучена работа социального педагога в школе по формированию ученического коллектива.

Формирование сплоченности ученического коллектива является одной из задач в работе социального педагога.

Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействия между членами группы, причем, чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.

Сплоченность коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива главная роль принадлежит социальному педагогу. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни.

В работе представлен анализ опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива на основе программы изучения опыта. Также разработаны рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива.

В заключении, можно сделать вывод, что поставленные в начале работы цели и задачи, выполнены.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - М., 1984.

3. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. - Минск, 1995.

4. Каменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. - М., 2008.

5. Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

6. Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности. - М., 1991.

7. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. - М., 1977.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: Академия, 1997.

9. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1998.

10. Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Просвещение, 1986.

11. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.

12. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.

13. Пидкасистый П.И. Воспитание как педагогическое явление. - М., 1995.

14. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998.

15. Сухомлинский В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.

16. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

17. Чикер В.А., Почебут Л.Г. Организационная социальная психология - М., 2002.

18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.