Рефераты. Формы внеклассной работы по литературному краеведению

p align="left">Важное значение клубной работы состоит и в том, что в процессе ее к учащимся приезжают и общаются с ними люди не-заурядные, яркие, умные и талантливые. У них прекрасная, образная речь, насыщенная интересными примерами, с четкими логическими выводами. Тот литературно-образовательный ма-териал, который они сообщают, в основе своей может, видимо, быть почерпнут из их печатных работ, в большинстве своем опубликованных, но в их устах он звучит доходчивее и убеди-тельнее. То есть важно не только то, что клубная работа дает учащимся литературные знания, но и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.

Значение работы школьного литературного клуба заключается также и в ее массовости. Это не кружковое занятие, в котором участвуют 10--15 человек,--это практически вся школа.

Так называемая пассивность учащихся на клубных меро-приятиях часто видимая. Даже если исключить общение в про-цессе беседы, нельзя же отрицать познавательное значение лекции как таковой. Ученик слушает--значит, он воспринимает, одно-временно он видит выступающего, видит его мимику, жесты, видит, как меняется выражение его глаз. Школьники реагируют на выступление то смехом, то междометиями, выражающими удивление, восхищение и т. д., то аплодисментами. Это живое общение, это активность, а не пассивность. К тому же активность массы (актовый зал вмещает до трехсот человек), что усиливает и обо-стряет восприятие.

Необходимо еще иметь в виду то, что глубокие впечатления откладываются надолго. Иногда сразу их бывает трудно осознать и выразить, но они проявляются потом, иногда через месяцы и годы, играют существенную роль в жизни человека, в его миро-воззрении, в направлении его деятельности, в выборе профессии.

Читательские конференции как форма клубной работы чрезвы-чайно распространены в школах и библиотеках. Применение их в клубе не обязательно связано с произведениями Мая-ковского. Это может быть, например, живой и непосредственный отклик на только что появившуюся в печати или очень актуаль-ную книгу. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. В процессе такого активного отношения к литературе развивается интерес к ней не как к чтиву, занятию от скуки, а как к «учебнику жизни», как к искусству, перед учащи-мися раскрывается идейно-художественное содержание произведений, идет эмоционально-нравственный анализ. С этой точки зре-ния читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организо-вать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей анно-тацией (разумеется, устной). Можно рассказать об авторе, об истории создания, - да иного произведения; можно подойти с другой стороны--осветить морально-этическую проблему, поставленную в книге. Обычно мы даем краткий вопросник, помогающий уча-щимся в процессе чтения заострить свое внимание на важных для обсуждения вопросах. Едва ли не самым трудным бывает орга-низовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы пи-сателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задава-ли вопросы. Мы не видим ничего неудобного и неприличного в том, что учащиеся на читательской конференции выступают с кри-тикой данной книги или отдельных ее элементов.

Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят. Но далеко не все школьники отваживаются выступать в присутствии автора, да еще если с критикой. Многие смущаются, не находят нужных слов, тем более что аудитория реагирует очень непосредственно. Поэто-му в старших классах часто предлагаетсся изложить свое мнение в письменном виде--написать сочинение. Потом наиболее удач-ные работы кладутся в основу устных выступлений. Сочинения иногда заранее показывается автору: это дает ему возможность по-строить свое выступление с учетом мнений учащихся. Иногда ка-кой-либо отрывок из сочинения служит поводом для обсуждения в самом начале конференции.

Бывает, что некоторые отрывки из книги читаются вслух на уроке внеклассного чтения (в младших классах--почти всегда). Это также позволяет заострить внимание учащихся на наиболее важных эпизодах и проблемах.

Мы очень дорожим оригинальными суждениями, проявляю-щимися у учащихся в значительной степени на основе их личного, хотя и небольшого жизненного опыта, и стараемся подобные суждения поощрять.

Разумеется, читательская конференция в младших классах имеет свои особенности, ее нельзя равнять с тем, что бывает в 8-10-х классах, тем более у взрослых. Здесь меньше моно-логических выступлений, в основном господствует беседа, а по форме она близка к уроку внеклассного чтения, хотя здесь было свыше двухсот ребят и обсуждение проходило в актовом зале. Урок -внеклассного чтения ведь тоже проводится по-разному: там на-ходят применение и доклады, и сообщения, и длинные высказы-вания, и возражения и т. д., что является как будто атрибутом читательской конференции. А, может быть, урок внеклассного чтения--это и есть читательская конференция, но в миниатюре? Важнее главное: обсуждается книга, и в процессе обсуждения осуществляется «понимание идейного содержания, даются эстети-ческие оценки, происходит влияние литературы на людей» т. е. то, что О. И. Никифорова называет в качестве важнейших компонентов, составляющих восприятие художественной ли-тературы.

В читательской конференции имеются уже элементы диспута, но сам диспут как форма клубной работы сложнее, потому что обсуждается не только и не столько одно литературное произве-дение, сколько проблема, имеющая всеобщее значение, скажем, и для развития литературы или каких-либо ее жанров, и для ха-рактеристики современного этапа этого развития, и для выявления критериев оценки литературы, и для воздействия литературы на читателя. Особенностью диспута является то, что он не может проводиться ни в виде ряда подготовленных заранее докладов (это конференция), ни в виде вопросов и ответов (это беседа).

Диспут предполагает цепь устных выступлений, каждое после-дующее из которых в чем-то оспаривает предыдущее.

Диспут также требует подготовки, но глубоко индивидуальной:

продумывания поставленных заранее вопросов, перечитывания обсуждаемых произведений, подбора примеров. В то же время в процессе диспута многие выступают экспромтом, не настроенные заранее говорить, а просто задетые за живое, втянутые в разго-вор. Эти выступления отличаются искренностью, волнением, иногда горячностью и довольно часто--крайностями, которые побуждают других возражать. Диспут интересен своим живым процессом, спором, убежденностью, и вот этой своей непосред-ственностью, естественностью он способен привлечь к литературе во много раз успешнее, чем «правильные» лекции.

Приведем пример диспута о современной поэзии, который может организован советом клуба совместно. Диспут назывался «Стихи и ты». Ему пред-шествовала реклама и анкета со следующими вопросами:

1. Назовите трех любимых поэтов.

2. Назовите трех любимых современных поэтов.

3. Какие современные поэты вам не нравятся и почему?

4. Ваше любимое стихотворение.

5. Почему оно любимое?

6. Что именно нравится в нем: образы, рифмы, ритм, мысль, настроение?

7. Каких стихов вам не хватает? Какие вы хотели бы прочесть?

8. Нужны ли вам стихи? Зачем?

9. Где вы берете стихи? В книгах, в журналах, у друзей? Слушаете ли по радио или на эстраде?

10. В каких условиях вы любите читать стихи (наедине, в кол-лективе)?

11. Что вы любите больше: читать или слушать стихи?

12. Как вы провели День поэзии? Что вам запомнилось в сборнике и из событий этого дня?

Ответы были самые разные: и обстоятельные, свидетельствую-щие об эрудиции и вкусе, и восторженные, о вкусе не сви-детельствующие, и краткие, и просто с прочерками вместо отве-тов. Выяснилось, что интерес к поэзии есть, но далеко не у всех и не всегда обогащающий душу: у многих интерес к поэзии носил характер модного увлечения. Диспут был нужен, и теперь уже непосредственно для него был выработан вопросник, вывешенный в вестибюле школы:

1. Что ты ищешь в поэзии?

2. Достаточно ли тебе Пушкина и Маяковского и почему?' Нужен ли тебе поэт--твой современник и почему?

3. На кого из нынешних поэтов ты возлагаешь большие надежды и почему?

4. Можно ли считать поэзию «учебником жизни»? А может, она задачник;

На диспут можно пригласить поэтов Адыгеи. В частности, недавно вышел сборник стихотворений молодого поэта и писателя Олега Селедцова, который закончил наш Вуз и сейчас является членом Союза писателей. Он кстати может быть интересным собеседником.

Диспут является высокоэффективной формой приобщения уча-щихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответ-ственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих до-статочно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвер-гается обсуждению. Мало этого. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформу-лировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте--не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспе-чить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не без-апелляционно-бездоказательно, а разъяснять, убеждать, старать-ся привести учащихся самих к нужному выводу.

Мы охарактеризовали несколько форм клубной работы по-следовательно, по восходящей линии, в зависимости от того, насколько активны бывают в них учащиеся.

Таким образом, клубная работа проводится разнообразно и це-ленаправленно. Формы ее порознь применяются повсюду, клуб их систематизирует, объединяет, концентрирует таким обра-зом, чтобы их сочетание способствовало их взаимодействию. С раз-ных сторон и разными средствами они как бы бьют в одну точку, дополняя и обобщая друг друга. Бывает, что отдельные элементы одной формы проявляются в другой (скажем, элементы диспута на литературном вечере, на просмотре кинофильма или спектакля и т. п.). Мы рассматриваем это как естественный процесс и не бо-ремся за проведение их в чистом виде. Очевидно, органичное взаимопроникновение элементов только усиливает их литературно-образовательное воздействие на учащихся.

«Начитанность современного ребенка,-- отмечает М. А. Рыбни-кова,-- измеряется не количеством книг, которые он прочитал, а сочетанием всякого рода очень разнообразных воздействий»[7,102]

Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в на-шей школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб. Особой формой клубной работы является органи-зация детского литературного творчества.

Выводы по 2 главе

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что постоянная литературно-краеведческая работа в основном проводится в литературных объединениях школьников. Это литературные кружки и клубы.

Кружок литературных краеведов объединяет уча-щихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возмож-ность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит рев-ностных пропагандистов художественного слова, помо-гает развитию творческих способностей молодежи.

Работа литературно-краеведческого кружка,

«I) Углубить и укрепить знания по литературе, по-лученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

5) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и твор-чество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспита-ния;

6) выявить и усовершенствовать навыки исследова-тельской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего пред-мета»[7,90].

Кружки как и клубы могут быть с историко-литературным и литературно-творческим уклоном. Историко-литературный кружок объединяет учащихся старших классов, питающих особый интерес к литературе и искусству родного края. Кружок с литературно-творческим уклоном близок к школьному литературному кружку, объединяющему юных поэтов и прозаиков, но их прежде всего интересует природа и литература родного края.

Краеведческий клуб по форме работы похож на кружок, но в отличие от него в его состав входит больше участников. Виды работы клуба: участие в литературно-краеведческих экскурсиях, походах, экспедициях. Там они собирают материал о том или ином писателе, поэте, знакомятся с его памятными местами, посещают природные памятники своего края. Суммирую и подытоживая увиденное и услышанное участники делают доклады пишут работы, выпускают альбомы, альманахи, ведут клубную летопись, составляют литературно-краеведческие карты. Своеобразный итог проделанной работе могут быть вечера, встречи, концерты или музей, который создают сами дети.

Сказанным не исчерпывается все виды деятельности школьного кружка или клуба. Это лишь наиболее известные виды и формы, проверенные многочисленным опытом. Новые поиски несомненно откроют и другие увлекательные формы краеведческих занятий учащихся.

Заключение

Итак, среди разнообразных видов внеклассной работы по литературе особое место занимает краеведение. У умело-го учителя оно становится незаменимым средством в вос-питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое-му родному краю. Охарактеризованные выше формы и методы далеко не ис-черпывают всего многообразия внеклассной работы по лите-ратуре, но цель, которую преследует учитель, используя лю-бой из методов руководства чтением, всегда одна--литера-турное образование и воспитание учащихся. Оканчивая шко-лу, учащиеся должны не только знать определенное количе-ство лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное произведение.

Всего этого можно достигнуть лишь при единстве клас-сных и внеклассных занятий и систематическом руководстве внеклассным чтением учащихся, осуществляемом не только учителем литературы, но учителями других предметов и би-блиотекарем.

Основные виды внеклассных литературно-краеведческих занятий учащихся средних и старших классов совпадают. Это вечера, встречи, концерты кружки и клубы.

. Ученики пятых--восьмых классов выпол-няют лишь несложные поручения учителя, связанные с литературно-краеведческими разысканиями. Они запи-сывают доступные им образцы народной поэзии, бытующие вблизи от школы, участвуют в переписке и встре-чах с писателями, обсуждают небольшие по объему художественные произведения писателей-земляков, вы-ступают на литературно-краеведческих вечерах и т. п. Эти занятия носят преимущественно эпизодический ха-рактер, состав их участников нередко меняется. Инте-ресы старшеклассников более устойчивы и широки. Под руководством словесника они могут самостоятельно вести простейшую работу краеведческого характера, в клбах и кружках, более сознательно участвовать в анализе литературно-краеведческих фактов. Для старшеклассников, питаю-щих особую склонность к литературе, участие в заняти-ях краеведением открывает определенные перспективы дальнейшего жизненного пути.

Литература

1. Белоусов Д.А. Лиетатурно-краеведческией кружок в сельской шкоел: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. - М:Просвещение, 1987

2. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989

3. Веленгурин Н. Дорога к лукоморью. - Краснодар, 1976,1 с. 263.

4. Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. - М.: Просвещение, 1970

5. Зыков Ю. А. Использование краеведческого материала на уроках литературы в адыгейской школе. -- В кн.: В помощь учи-телю. -- Майкоп, 1977, с. 52--62

6. Литературное краеведение в школе / сост. М.Д.Янко. - М.: Просвещение, 1976

7. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. - в 2ч. Ч.2. - М.: Просвещение, Владос, 1994

8. Методика преподавания литературы / под ред. Р.Ф. Брандесов, Т.В Зверс. - М.: Просвещение 1985

9. Савченко М. М. Они были на Кубани. -- Краснодар, 1974; с. 61--89.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.