Такие уроки-беседы есть во многих школах мира. Интересный и довольно близкий по методике нашим традициям в воспитательной работе, а также проблемным урокам по литературе, истории опыт описывает американский психолог Уильям Глассер в книге «Школы без неудачников». Он предлагает регулярно проводить классные собрания по социальной проблематике во всех классах: в младших -- несколько раз в неделю в течение 15--30 минут, в старших -- один раз в неделю до 45 минут. Главные цели таких собраний-дискуссий: формировать знания по вопросам социальной жизни, а не по академическим дисциплинам, знания о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы; научить школьников видеть проблемы в окружающей и собственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить решения этих проблем; научить их понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними. [ 3 с.173-176]
Немного о методике занятия. Ведет такое собрание учитель, он ставит вопросы (как правило, только по одной теме) и дает возможность высказаться всем. Трудность состоит именно в постановке вопросов, их надо формулировать так, чтобы они разбудили активность каждого и делали невозможными бессодержательные, формальные ответы, отговорки. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным, а частные должны требовать приведения примера, конкретного случая, который можно проанализировать.
К основным методическим условиям проведения занятий надо отнести также следующее. Учитель должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах учеников, выслушивать, не перебивая, каждого, обеспечивать право ребенка на самостоятельное суждение, не спешить с выводами и назиданиями, с «правильными» ответами, что характерно для наших отечественных педагогов. Для успеха таких занятий завоевать если не авторитет, то поначалу хотя бы симпатию детей, чтобы они хотели с вами общаться, обсуждать эти темы. Затем научиться вызывать интерес к теме какими-нибудь предварительными сообщениями, замечаниями, вопросами. Далее -- обеспечить психологическую безопасность детей, свободу, исключающую преследование за не одобряемые вами ответы. Наконец, важно обеспечить элементарный порядок, чтобы можно было всем услышать каждого, установив правила: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; не заниматься посторонними разговорами и делами; не оскорблять товарища, даже если с ним не согласен, и т. п. [ 5 c.39]
Упорядочивание внеурочного времени
Видовое разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеется реальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако, основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальности школы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованного пространства через творческие объединения.
Организационным фактором являются материально-технические условия школы: пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т.д.
Играет немаловажную роль - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.
Парадокс состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в учреждениях дополнительного образования. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ.
Очевидно, что степень проблемности в организации деятельности этих объединений тесным образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной территории. [ 13 с. 54-55]
Коррекционное внеурочное воспитание
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков. [ 11, с 112. ]
ГЛАВА 2
Система внеурочной работы и организация
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
· выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
· оказание помощи в поисках «себя»;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения с социумом.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.
Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников. [8 с.17]
Существуют типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы внеурочной работы.
Существует недостаток - неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель - содержание - форма» или «планирование - организация - анализ», а также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту.
Не менее опасен и другой недостаток - интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.
Еще один существенный недостаток - формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.
Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора. [10 с 19.]
Практическое применение форм внеурочного воспитания
Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:
1) учебно-познавательное:
-предметная неделя русского языка;
-библиотечные часы;
-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.
2) культурно-просветительное:
-посещение городской картинной галереи;
-театральные представления;
-проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.
3) общественно-патриотическое:
-встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;
-работа школьного музея;
-работа по сбору и реставрации музейных экспонатов;
-экскурсионная работа;
-организация и проведение субботника по благоустройству школы.
4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:
-работа спортивных секций по футболу и хоккею;
-общеоздоровительная работа;
-проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;
-проведение внутришкольных спортивных соревнований;
-проведение бесед по охране здоровья;
-заполнение «карточки здоровья».
5) нравственно-правовое:
-беседа о правилах безопасности дорожного движения;
-экологическая работа;
-беседы о правилах поведения в общественном месте;
-работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.
6) эстетическое и игровое:
-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
-участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне района;
7) лекционно-образовательное:
-проведение родительских собраний;
-лектории;
-индивидуальная работа с родителями.
Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.
Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993 г.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
3. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
5. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
8. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
9. Рубин А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991.
10. Журнал «Директор школы», № 8, 2001.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.,1992.
12. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
13. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. - М., 1980.
14. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. - М., 2006.
Страницы: 1, 2, 3