Рефераты. Гигиеническое воспитание младших школьников

Гигиеническое воспитание младших школьников

67

Министерство образования и науки республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и методики начального обучения

Гигиеническое воспитание младших школьников

Курсовая работа по педагогике

Выполнила: ст. гр.ПиМНО-32

Киютина Т. В.

Научный руководитель:

__________________________

Курсовая работа защищена

с оценкой ________________

Протокол № __от “___”____2006 года

Караганда 2006

Содержание

  • Содержание 4
  • Введение 5
  • Глава I. Теоретические основы гигиенического воспитания 9
    • 1.1 Разработка вопросов гигиенического воспитания в научно-педагогической литературе 9
    • 1.2 Особенности гигиенического воспитания младших школьников 18
  • Глава II. Анализ взаимодействия учителя и учащегося по гигиеническому воспитанию в педагогическом процессе 25
    • 2.1 Содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессегигенического воспитания младших школьников 25
    • 2.2 Выявление результативности гигиенического воспитания младших школьников 28
  • Заключение 33
  • Список использованной литературы 36
  • Приложение 40
  • Введение

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология.

Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции - в конечном счете находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.

В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. И, именно, через здоровый образ жизни человек способен значительно увеличить свою жизнеспособность, а следовательно - жизнедеятельность.

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге -- ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования -- на сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей.

Объект исследования - процесс гигиенического воспитания начальной школы.

Предмет исследования - содержание деятельности учителей и учащихся в гигиеническом воспитании младших школьников.

Цель курсовой работы - проанализировать гигиеническое воспитание младших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы гигиенического воспитания младших школьников.

2. Проанализировать взаимодействие учителя и учащихся по гигиеническому образованию в педагогическому процессу.

3. Выявить эффективность использования системы знаний.

Методологическая основа - основные положения концепции дидактического материализма, теории познания, теории личности и ее развития в деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды педагогов по проблеме исследования.

Методы исследования - изучение и анализ педагогической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, классные часы, опрос.

Краткая структура курсовой работы:

Во введении обосновывается актуальность исследования, проводится методологический аппарат.

В первой главе рассматривается предмет, цели и задачи гигиены, а также особенности гигиенического воспитания младших школьников.

Вторая глава посвящена системе работы учителя и учащихся в гигиеническом воспитании младших школьников в педагогическом процессе и выявление гигиенических умений и навыков младших школьников в педагогическом процессе.

В заключении делаются выводы и даются рекомендации для учителя начальных классов по гигиеническому воспитанию младших школьников в педагогическом процессе.

Глава I. Теоретические основы гигиенического воспитания

1.1 Разработка вопросов гигиенического воспитания в научно-педагогической литературе

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных про-цессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.

Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это клю-чевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее зна-чимых для общества ценностей и норм[28, 15].

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспита-ние -- процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспита-ние" употребляется в широком и узком смысле[32, 158].

В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воз-действий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и куль-турной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных орга-низаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, гос-подствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

Воспитание является двусторонним действием; с одной стороны -- деятельность педагога, с другой -- деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместно привести следующее высказывание: «Процессы обучения и воспитания могут быть полноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается и воспитывается не только студент, но и преподаватель». Кроме того, определенные коммуни-кативные отношения и связи предполагают и взаимодействия меж-ду самими обучающимися [32, 167].

Воспитатель -- это лицо (иногда организация), которое осу-ществляет воспитание (т.е. передает опыт поколений); кроме того, это может быть должностное лицо, занимающееся воспитатель-ной работой в учебно-образовательном учреждении.

Воспитание может быть действенным, если переходит в самовоспитание, пробуждает собственную активность. Самовоспита-ние -- это деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Сегодня предприятия (особенно частные фирмы) предъявляют высокие требования к своим со-трудникам. Эти сотрудники должны не только знать технологию производства, но и уметь управлять собой и коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение владеть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе получения образования. Именно поэтому управление воспитательным процессом должно быть основано на содруже-стве, саморазвитии и сотворчестве преподавателя и обучающего-ся в совместной продуктивной деятельности [39, 239].

Воспитательный процесс состоит из отдельных ситуаций. Под воспитательной ситуацией подразумевается состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конк-ретных объективных и субъективных условиях.

Для того чтобы организовать непрерывный воспитательный про-цесс (рассматривая его в движении и развитии), нужно в каждой учебной ситуации решать комплекс воспитательных задач в зави-симости от поставленной цели, учитывая их вариативность. Обес-печивая управление воспитанием в любой учебной ситуации, не-обходимо оказывать непосредственное воздействие на педагога и обучающегося, изучаемый предмет, а также на всю систему обра-зования.

При воспитывающем обучении достигается взаимосвязь между приобретением знаний, умений и навыков и формированием личности обучающихся. Это дидактический принцип, находящий своё отражение в содержании, организационных формах и методах обучения. В процессе воспитывающего обучения осуществляются основные задачи воспитания и выявляются полноценность или неполноценность социальной ситуации развития, существенно влияющей на процесс нравственного развития личности [39, 257].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.