Рефераты. Городецкая роспись и её роль в формировании навыков кистевой росписи обучающихся начальных классов на внеклассных занятиях

p align="left">"Главное значение творческой комнаты мы видим в том, чтобы дать возможность попробовать ученикам свои силы в различных видах деятельности, познакомиться с работой различными инструментами и тем самым помочь детям определить свое призвание, свои склонности и в какой-то степени подготовиться к освоению своей будущей профессии вне зависимости от того, будет ли она связана с работой инструментами, с работой на станках и др. То есть мы создали условия для того, чтобы в год "проходило" через эту комнату 200--250 человек, чтобы в ней могли работать одновременно ученики различных возрастов и разных уровней развития, чтобы каждый желающий ученик мог в любое время учебного года включиться в работу в творческой комнате, имея возможность начать делать то, что ему хочется, что он выберет, исходя из имеющихся возможностей" /2, с. 10/. "В нашей практике, пишет И. П. Волков,-- было много случаев, когда троечник или второгодник проявлял хорошие способности в различных видах деятельности, не рекомендованных школьными программами, выполнял самостоятельные работы лучше, чем это делали хорошие ученики. Кто знает, может быть, многие из сегодняшних троечников и второгодников как раз и есть те, для которых "обязательное" школьное образование является совершенно необязательным, чтобы пробудились природные дарования!" /2, с. 19/.

Но, хорошо понимая психику ребенка, он сознает, что творческий труд школьника должен быть оценен. И она тоже стимулирует творческую деятельность ребенка, создаёт атмосферу здорового соперничества, формирует интерес к собственной личности, к познанию своих возможностей, к самовоспитанию. В процессе работы в "творческой комнаты" выявляются разнообразные способности ученика. Творческое общение создает возможности развить графические навыки школьника, занимающегося одним видом искусства начинает интересовать творчество товарища. Но мало только привлечь детей и включить их в определенную деятельность. Условия этого продуктивного общения -- свобода выбора, организация форм сотрудничества детей, которые выявляют их индивидуальность, разработка программы росписи по дереву для каждого ребенка, выполнение педагогом роли консультанта, который подсказывает, поддерживает.

Каждая деятельность ребёнка предполагает выполнение тех или иных действий. Успех действия находиться в прямой зависимости от овладения способов его овладения. Каждое новое действие дети в начале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретные действия, постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства.

Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.

Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Это означает, что человек овладевает данным способом действия.

Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками.

Показателем наличия навыка является то, что человек, начинает выполнять действия, не обдумывая заранее, как он будет его осуществлять, не выделяя отдельных, частных операций.

Развитие графических навыков. "Чувствовать, знать и уметь - полное искусство", - говорил П.П.Чистяков В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника -- знания, эмоциональная сфера и умения. Рассмотрим более подробно такой важный компонент в изобразительной деятельности, как "уметь".

Под широко распространенным в изобразительном искусстве термином "уметь" обычно понимается изобразительная техника художника, его живописные и графические навыки, умения, степень владения мастерством.

Изобразительная техника включает умения художников пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов. Чтобы лучше понять роль изобразительной техники в художественном творчестве, необходимо познакомиться с тем, что говорят о ней сами художники.

Так, П.П.Чистяков писал: "Техника - это язык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту". Почти то же говорил и О.Роден: "Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи, т.е. не передаст ни чувствования, ни мысли, он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади" /1, с. 249/. В.В.Верещагин подчеркивал: "...Художественная техника -- это грамматика, без которой никакие стремления в искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца". М.В.Нестеров, тесно связывая успех в изобразительном искусстве с хорошим знанием "кухни" художника, с овладением различными техническими приемами, считал, что художник обязан знать свое дело, быть в нем сведущим, как хороший врач, инженер, знать "технику дела" /10/.

Совершенство техники в изобразительном искусстве обусловливает высокие результаты в реалистическом изображении действительности. Но овладение изобразительной техникой требует систематического и длительного обучения. Придавая большое значение выработке графических и живописных навыков и умений, К.П.Брюллов говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.

Уделяя много времени воспитанию молодых художников, известный английский живописец Д. Рейнольде отмечал, что их первой заботой должно стать овладение "технической готовностью". Понимая под "технической готовностью" овладение различными правилами, приемами изображения, художник пояснял: "Мы совершенно уверены, что красота формы, выражение страстей, искусство композиции, даже способность придать произведению искусства величавость в настоящее время весьма сильно зависят от соблюдения правил".

Вспоминая, что "эти качества некогда считались только воздействиями гения", Рейнольде признает это совершенно справедливым, если считать гениальность не даром, а "результатом точного наблюдения и опыта". Следовательно, понятие гениальности Рейнольде неразрывно связывает с изобразительной техникой, т.е. с овладением рядом правил, приемов, навыков и т.п.

Все графические и живописные умения и навыки должны совершенствоваться до уровня мастерского владения ими. Мастерство в изобразительном искусстве означает совершенство владения изобразительной техникой, а значит, и самую высокую степень владения графическими и живописными умениями и навыками, законами и правилами композиции. Только при этом условии возможно создание современного произведения искусства.

Без мастерства нет высокого искусства. Это и понятно, высокоидейное искусство обязательно предполагает совершенную форму, которую создает только мастерство. В противном случае это будет обычная, "фотографическая", копия действительности, совершенно не затрагивающая чувств и глубины мысли.

Высокое мастерство художника всегда основано на большом и упорном труде. Систематическая работа карандашом, углем, кистью, постоянное изучение жизни являются главными условиями овладения мастерством.

И.И.Бродский говорил: "Значение техники в живописном искусстве огромно. Нужны большой опыт, трудоспособность, терпение, упорство в достижении цели и любовь к своему делу, чтобы у художника выработались те трудовые навыки и острый, верный глаз, которые делают художника мастером" /1, с. 242/. И далее И.И.Бродский подчеркивал, что мастерство завоевывается терпеливым, упорным трудом, углубленным, вдумчивым изучением натуры, проникновением в тончайшие ее детали, линии, формы, краски, цвет.

Всем известно упорство В.А.Серова, с которым он буквально завоевывал мастерство. При этом В.А.Серов особое значение придавал освоению техники, познанию свойств различных рисовальных и живописных материалов, овладению способами работы с ними. В своих воспоминаниях Н.П.Ульянов отмечает, что В.А.Серов выделялся не только среди своих современников, но и среди большинства художников самых разных эпох тем, что он являлся неутомимым исследователем материала, который в его глазах имел не менее важное значение, чем сюжетное содержание картины, и составлял "живую душу живописи". Н.П.Ульянов вспоминает, что В.А.Серов работал самыми различными материалами -- маслом, акварелью, темперой, гуашью, пастелью, цветными карандашами, углем.

О том, с каким вниманием относился В.А.Серов к изобразительной технике и какими путями достигал он высокого мастерства, наглядно свидетельствует прием выполнения набросков с натуры, разработанный им самим. Прием заключается в том, что В.А.Серов рисовал в специальном альбоме с пергаментной прозрачной бумагой (калькой). Начиная первый набросок с предпоследней страницы альбома, художник рисовал молниеносно, буквально в одну две минуты, и тотчас переворачивал страницу, ложившуюся на предыдущий набросок, который через прозрачный лист был четко виден. По проступающему контуру он быстро проходил снова карандашом, уточняя и упрощая то, чем был недоволен в предыдущем наброске. Так проделывалось до четырех, пяти и даже семи раз, и с каждым разом набросок улучшался. В альбоме оставался последний, наиболее удавшийся набросок, остальные уничтожались. Оставшийся набросок отличался исключительной лаконичностью, выразительностью и поражала мастерством исполнения. Очень верно отмечал в письме к П.П.Чистякову один из друзей В.А.Серова - В.Д.Дервиз, что Серов "постоянно искал и потому не переставал развиваться".

Систематической тренировкой, упражнениями в рисовании объясняется и замечательное мастерство Ф.А.Васильева. И.Е.Репин, совершивший вместе с ним поездку по Волге, с восторгом пишет как "в продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькое листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно, и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали. Вот и дорожка вьется наверх, прерываясь осыпями и зелеными лопухами, все до самой нижней площадки, пристани с группами торговок под огромными зонтами, деревянными навесами над своим скарбом - все ловит магический карандаш Васильева: и фигуру на ходу, и лошадки на бегу, до самой команды парохода: "Отдай чалку!"

Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам). Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами, хотя вопреки этому доказанному жизненной практикой положению отдельные художники считают не обязательным систематически трудиться, овладевать различными приемами и правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: не обязательно выполнять многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции предметов, пластической анатомии -- мастерство придет само собой, в силу таланта, если он есть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.