Рефераты. Государственная политика в области образования в РФ

p align="left">Апробированы альтернативы государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях - от детских садов до университетов - параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

В реализации прав граждан на бесплатное общее образование, в основном, выражаются государственные социальные гарантии обучающимся.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

Не стал исключением и приоритетный национальный проект «Образование».

1.2 Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения

Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.

Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.

Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

- предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

- создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

- гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

- дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

- обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

- сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;

- формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

- совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

- разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

- достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

- равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:

- реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;

- доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;

- полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;

- финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;

- самоуправление обучающихся в учебе и в быту;

- охрана жизни и здоровья обучающихся;

- получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;

- систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

- выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;

- создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);

- совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Основными направлениями проекта явились:

- стимулирование инноваций в сфере образования;

- подключение школ к Интернету;

- поддержка талантливой молодежи;

- организация начального профессионального образования для военнослужащих;

- организация сети национальных университетов и бизнес-школ;

- дополнительные выплаты за классное руководство;

- поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);

- направление в сельскую местность школьных автобусов;

- укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием. Национальный проект «Образование»

Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.

В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.

Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.

В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

- ускорение модернизации российского образования;

- обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;

- создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

- содействие становлению институтов гражданского общества.

В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

- оптимизация сети малокомплектных сельских школ;

- создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;

- адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);

- нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;

- финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;

- повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:

- реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

- формирование экономических механизмов развития системы образования;

- разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

- функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;

- соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

- разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

- научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;

- контроль качества образования;

- государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;

- приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.