Рефераты. Государственные образовательные стандарты РФ

p align="left">1.2 Болонский процесс, как этап и средство формирования стандартов высшего и среднего образования

Всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации международного образования осуществляет ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя мировой опыт теории и практики в сфере образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО содействует обмену и распространению наиболее положительных результатов, позволяет государствам и органам управления образованием проанализировать согласованность своей политики с общими тенденциями развития образования. Сотрудничество стран в области образования является одной из существенных сторон деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО Жуков А.Д., Канаев Н.М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО // Образование и наука на пороге III тысячелетия. Новосибирск, 1995., стр. 8.

Широкие возможности для международного сотрудничества и обмена опытом просматриваются в сфере развития новых информационных технологий и коммуникаций. В международном плане процесс конвергенции (сближения идей, институциональных моделей и практики работы ВУЗов) вероятно, будет углубляться. Об этом свидетельствует получившая широкое распространение новая международная модель образования, в которой прослеживается склонность к внедрению одинаковых структур и практики в различных системах образования. В соответствии с этой новой моделью образование должно быть демократическим, релевантным, непрерывным, гибким и недифференцированным Кузнецова Т. Ф. Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 1. , стр. 24.

Анализируя тенденции современного образования, можно выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования. Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.

Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др.

Россия принимает активное участие в утвержденном ЮНЕСКО в 1989 году Плане действий по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности. В рамках Плана осуществляется обмен информацией, профессорско-преподавательским персоналом и студентами. Подготовлена межправительственная Рекомендация о взаимном признании документов об окончании средних учебных заведений, дипломов и ученых степеней Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -- М., 1989., стр. 95.

Участие в ЮНЕСКО нашей страны способствует реформированию российской системы образования, совершенствованию законодательства с учетом сложившихся мировых стандартов. Необходимо отметить, что интернационализацию не следует понимать как универсализацию образования, т.е. как создание идентичных национальных образовательных систем. Скорее, процесс интернационализации способствует развитию национальных систем образования, стимулируя их к достижению одинаково высоких стандартов образования. Что же касается путей и средств достижения этих стандартов, то каждая страна самостоятельно определяет и выбирает их в соответствии со своими потребностями, особенностями культуры и образовательными традициями.

Таким образом, процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов. Выше уже говорилось о том, что любые глобальные проблемы современного состояния общества связаны с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума, и без коренных изменений в сфере образования решить эти проблемы не удастся. Такая возможность может иметь место лишь на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей.

Следует выделить основные тенденции развития образования в современном мире Кузнецова Т. Ф. Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 1. стр. 24:

1. смена парадигмы «образование-обучение» парадигмой «образование-становление»,

2. превращение знаний в основной общественный капитал,

3. развитие концепции непрерывного образования,

4. постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами - индивидуализация обучения,

5. диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.

6. активизации процесса использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании,

7. интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации

8. развитие дистанционного обучения.

Одним из основных представителей Болонского соглашения является Швеция - безопасная и современная страна в Северной Европе, завоевавшая отличную репутацию как новатор и обладатель огромного творческого потенциала. В Швеции более 40 высших учебных заведений - многопрофильных университетов, институтов и колледжей. Все университеты действуют на основе единой правовой базы, но самостоятельно выбирают содержание и направление обучения и исследовательской деятельности. Качество и стандарты высшего образования контролирует Государственное агентство высшего образования.

ВУЗы Швеции предлагают иностранным студентам программы обучения на английском языке, а также отправляют своих студентов и преподавателей на стажировку за границу. Знание английского языка в Швеции является скорее правилом, чем исключением. Этот момент в обучении позволяет далее быть востребованным рабочим в разных странах.

Современная шведская система общего образования предусматривает единое обязательное образование, которое дети начинают с 7 лет. Более 95 % продолжают свое образование в гимназии, где можно выбрать теоретическое или профессионально-практические линии обучения. В Швеции более 30 высших учебных заведений, из которых около 1/3 -- университеты Ильинский И. М. Об элитарном образовании // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 3. , стр. 9-10. Старейший университет Швеции -- Уппсальский университет, основан в 1477 году. Швеция - одна из стран мира, в которой учится большая доля иностранных студентов. По данным ОЭСР в Швеции 7,5 % студентов - иностранцы, причем данная цифра резко возросла за прошедшие годы. На сегодняшний день здесь также обучаются аспиранты из 80 стран мира. Обучение в Швеции бесплатное, причем это за небольшим исключением касается и иностранных учащихся. На образование в Швеции выделяется 4,9 % ВВП - один из высочайших показателей среди стран ОЭСР Плаксий С. И. Качественные параметры высшего образования // Знание. Понимание. Умение. -- 2004. -- № 1. стр. 21.

Швеция славится своей выдающейся историей образования, своими старинными университетами, которые берут свое начало в 15 веке. Еще одним бесспорным доказательством высоких стандартов служит тот факт, что Швеция является «домом» Нобелевской премии, самой известной научной премии Мира.

Сегодня репутация Швеции как новатора основана на тесном сотрудничестве между промышленностью и образованием. Шведские университеты знамениты своими научными исследованиями и независимым мышлением, что подтверждается контролем качества и государственной сертификацией. Швеция предлагает одни из самых интересных образовательных программ в Европе с целью поддержания конкурентного превосходства.

Шведские университеты предлагают более 200 магистерских программ: от юридических программ до программ по машиностроению. Программы построены в соответствии с требованиями студентов: строгое ориентирование на результат, неофициальные отношения между студентами и преподавателями, которые высоко ценят критическое мышление и инициативность. В Швеции, 7,5% от общего числа студентов составляют иностранные студенты. За последние три года количество иностранцев, обучающихся в ВУЗах этой страны, увеличилось на 64%. Образование в Швеции для иностранных студентов бесплатное, доля государственного финансирования в образование составляет 4,5% от ВВП. Но, тем не менее, студент должен оплачивать свое пребывание в стране самостоятельно, а поскольку проживание в Швеции достаточно дорогое, студентам разрешается работать во время учебы Ильинский И. М. Об элитарном образовании // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 3., стр. 11.

Практически все шведы свободно говорят на английском языке. Некоторые шведские компании используют английский язык, как официальный рабочий язык. Что касается обучения: на магистерские программы и постдипломное образование, преподавание ведется на английском языке. Образование преподносится в виде специальных курсов, что во многом напоминает обучение по специальности на наших факультетах. В Швеции образование более узко специализированно.

В Швеции также существует система «credit points» (кредитная единица). 1 кр. ед. равна 1 недели обучения в университете (1 семестр - 20 кр.ед.). Эта система введена для подсчетов пройденных человеком часов обучения. Обучение в университете проходит в форме лекций, семинаров, дискуссионных собраний. Экзамены - в форме написания самостоятельных работ или работ в аудиториях. Существуют также экзаменационные семинары.

Преимущества обучения в Швеции определены следующими критериями Купцов О.В. Непрерывное образование его структура. // Высшее образование в Европе. Том XVI. N1, 1991. С.29-30.:

1. Демократичные методы обучения: во главу угла образовательной системы поставлены открытые, неформальные отношения между студентами и преподавателями, личная инициатива и творческое мышление. Обучение часто проводится в небольших группах, где поощряются диалог и сотрудничество.

2. Тесные связи между академической средой и производством: система образования построена на принципе тесного сотрудничества с промышленными предприятиями. К моменту окончания учебного заведения студенты уже имеют большой практический опыт работы.

3. Высокие стандарты качества: система контроля качества обучения нацелена на поддержание высокой конкурентоспособности шведского образования и его соответствие самым высоким мировым стандартам.

4. Независимость учебных заведений в принятии решений: это позволяет шведским университетам быстро приспосабливаться к веяниям времени, разрабатывать и внедрять новые учебные программы, наиболее соответствующие требованиям рынка. В результате, в Швеции существуют современные учебные программы на любой вкус, что позволяет студентам стать высококвалифицированными специалистами после окончания обучения.

5. Значительные возможности для проведения научных исследований: основная научная база сосредоточена в университетах, что определяет тесную связь между результатами исследований и учебными программами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.