Рефераты. Гражданское воспитание молодежи в современных условиях

p align="left">Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Международные обязательства России, в частности, ее членство в Совете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России.

В истории гражданского образования и воспитания в России исследователи выделяют три больших этапа: царский (1901 - 1917 гг.), советский (начало 20-х - конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 -2005 гг.). Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.

На первом этапе основные задачи школы - подготовка учащихся к труду, вузу и пр. Второй этап условно разделяется на четыре периода, в течение которых менялись идеологические установки, цели и задачи обучения и воспитания:

1. (20-е - начало 30-х годов). Решаются задачи всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации безграмотности и малограмотности взрослого населения. Основные задачи школы также подготовка учащихся к труду. Историко-педагогический анализ показывает, что вопрос о создании после победы Октября трудовой школы, которая по мере создания необходимых условий должна была наращивать темпы преобразования в трудовую политехническую, решался именно в русле реализации задач гражданского воспитания. Это прослеживается в намерении соединить участие школьников в производительном труде с теоретическим изучением технических и социально-экономических основ производства, с развитием навыков мышления, необходимых выпускнику школы как будущему организатору производства, хозяину индустриально развивающейся страны.

Необходимостью подготовки «нового гражданина» было продиктовано и введение в 1922 г. программ ГУСа, главная идея которых состояла в том, чтобы органично связать обучение с посильным участием школьников в конкретных видах общественно полезной деятельности, имеющей значение не только для коллектива школы, но и для района, города, прививать школьникам умение непосредственно в ходе обучения не только созерцать окружающую действительность, но и изменять ее к лучшему (Струминский). Каждый учебный концентр должен был представлять собою этап «врастания» (Шульман) в общественно-трудовую жизнь пролетариата и крестьянства. Принципиально новым являлось то, что согласно программам ГУСа педагогические коллективы школ становились непосредственными организаторами участия школьников в общественно полезной деятельности.

Для 1920-х гг. были характерны такие тенденции развития практики гражданского воспитания: организация коллективного производительного труда и общественно полезной деятельности (нередко в ущерб обучению) в единстве с политическим информированием, организацией ученического самоуправления, высокой активностью деятельности пионерских и комсомольских организаций.

2. (Середина 30-х - конец 50-х годов). Главной задачей этого периода являлось осуществление неполного среднего образования детей и молодежи - сначала семилетнего, затем восьмилетнего. Восстановилось совместное обучение девочек и мальчиков, вводились новые учебные планы и программы, активно развивались трудовое обучение и воспитание.

Этот этап в динамике гражданского воспитания обусловлен возвратом к патерналистской парадигме формирования личности гражданина. Для этого этапа характерны ограничение демократических основ деятельности школы, деформация отношений сотрудничества между учителями и учащимися, сужение прав ученического самоуправления, что в конечном счете привело к прекращению деятельности этих органов школьной общественности. В условиях командно-административной системы была утрачена целевая установка на подготовку в процессе труда будущих хозяев страны, в чем можно усмотреть одну из причин отказа от трудового характера школы: уроки труда были отменены, школьные мастерские ликвидированы. Исключением явился опыт А.С. Макаренко, организовавшего в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство, основанное на последних достижениях науки и техники, с отношениями соуправления в процессе организации коллективного труда.

Интерес для исследования представляет тот факт, что кризисные моменты в гражданском воспитании были связаны именно с утратой трудовой направленности работы школы. Так, в начале 1950-х гг. сказался результат долгих лет отсутствия связи обучения с производительным трудом, что выразилось в снижении трудовой мотивации молодежи. Высшая школа могла принять немногим более трети выпускников средней школы, а родители, действуя по традиции, наметившейся в 1930-х гг., ориентировали детей исключительно на продолжение образования в вузе. Выпускники школ год за годом нигде не работали, надеясь, что удастся поступить в вуз. В данном случае страна столкнулась с феноменом социальной неопределенности значительной части выпускников школ, что разрушало основы гражданского воспитания. Необходимостью разрешить это противоречие были продиктованы решения ноябрьского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС и Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.), выдвигавшие в качестве важнейшей функции школы подготовку технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Учащиеся старших классов совмещали обучение с трудом на производстве и одновременно с аттестатом зрелости получали свидетельство о приобретенной специальности. Однако массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. В условиях сокращения сферы домашнего труда и отказа школы от организации производственной деятельности учащихся старшеклассники были обречены на роль потребителей, иждивенцев, что резко подорвало основу для воспитания гражданственности.

3. (60-е - 70-е годы). Введено восьмилетнее обязательное образование и одиннадцатилетнее полное среднее, расширяется сеть вечерних (сменных) школ рабочей молодежи.

4. (70-е - конец 80-х годов). Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, цель которой - формирование гармонически развитой личности через совершенствование структуры образования.

В этот период происходит утрата трудового содержания жизнедеятельности школьников, опора в гражданском воспитании на убеждение, требование, поощрение и наказание, превалирование форм словесного воздействия на сознание; с 1990-х гг. до настоящего времени ? возрождение производительного труда школьников в ряде регионов страны, использование в гражданском воспитании проектной деятельности.

В постсоветский период (1991 - 2005 годы) приоритетной становится цель образования личности для ее собственного развития. Активно развивается сеть частных и платных школ. Вновь организуются лицеи, гимназии, колледжи.

Согласно стратегической политике, гражданско-правовое образование начинается с детского сада и продолжается в средней школе. При этом в равной мере значимы и приемлемы два реально существующих в педагогической теории и практике подхода к гражданскому образованию и воспитанию: предметный и интегрированный. Сторонники интегрированного подхода рассматривают гражданское образование как учебный предмет и предполагают включение в учебные планы в рамках дисциплины «обществознание» специальных гражданских курсов.

Предметный подход к гражданском образованию означает преподавание гражданских дисциплин в ряду других школьных дисциплин - граждановедение, обществознание, экономика и др.

В ряде российских школ вместо курса «Обществоведение» был введен курс «Граждановедение». Отличительными особенностями граждановедческих курсов является сокращение блока знаний, акцентирование ценностных ориентаций личности, поощрение активности обучающихся, использование ролевых игр, проектных форм работы, групповых дискуссий на основе соответствующим образом структурированного содержания.

Государственная политика в области гражданского образования в постсоветский период определена решением коллегии Минобразования России от 24 декабря 1994 г. «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», конкретизирована в методическом письме от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

1.3 Противоречия опыта гражданского воспитания школьников

Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера:

- узкая ранняя профилизация;

- прагматизация среднего общего образования;

- свертывание подлинной гуманизации;

- игнорирование идеи формирования и развития всех сущностных сил человеческой личности как основы любой специализации;

- распад школы как института всеобщего образования и воспитания;

- рост правонарушений среди подростков;

- резкое снижение уровня образованности, общей культуры молодежи.

Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В этой ситуации возникает вопрос о том, насколько новая концепция среднего образования отвечает требованиям обновления общества и в каком направлении движется школа. По мнению Б. Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки.

На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».

Демократизация общественно-политической жизни также влияет на характер гражданского воспитания детей. Очевидно противоречие между устаревшей, но привычной командно-административной системой, а также соответствующими системе отношениями и новой, непривычной, демократичной и, следовательно, демократическими отношениями. У взрослых и у детей отсутствует опыт жизни в условиях демократии. Этому нужно учиться и тому, и другому поколению. Учиться соединять в себе, в восприятии жизни противоречивые понятия: свобода и ответственность, открытая принципиальность и толерантность, умение убеждать и умение уступать. Причем следует помнить, что демократии нельзя научиться один раз и навсегда. Для овладения стилем демократических отношений нужна постоянная практика демократии. Этот процесс достаточно сложный с точки зрения управления, ибо он многогранен, многоаспектен и неоднозначен.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.