Рефераты. Идеал прекрасного в народной педагогике

p align="left">В представлениях народов Адыгеи, Кабардино - Балкарии и Карачаево-Черкесии совершенный мужчина выглядит следующим образом. Исход-ным в его облике являются ум и физические качества, но определяющи-ми - его жизнедеятельность - нравственно- эстетические качества. Каж-дая горская семья ставила перед собой цель, воспитать из сына настояще-го мужчину - джигита.

Анализ фольклора, этнографических материалов, исторических доку-ментов позволяет представить обобщенный образ идеального горского мужчины, которого называют джигитом. В образе джигита воплощены вековечные чаяния народа о совершенном человеке, которому присущи ум и трудолюбие, храбрость, отвага, честность, верность и др. Мужчина - добытчик, кормилец, хозяин. Его авторитет в семье непререкаем. Посло-вица "Хороший сын-памятник отцу" обязывала родителя быть образцом прежде всего для своего сына. Большим укором звучали слова: "Ты позо-ришь имя отца, семьи, рода". Старики - аксакалы и сегодня не спраши-вают у молодого человека имя, а спрашивают имя отца и деда, по кото-рым судят о роде из которого вышел человек. Когда наступала пора взросления, родители дарили подростку памятные вещи, оставшиеся от деда, прадеда. Чтобы оправдать имя настоящего джигита, молодой чело-век должен быть не только смелым, но и великодушным, добрым, но бес-пощадным к врагам. Жизнь с ее множеством испытаний давала основа-ние заключить, обладает ли человек этими качествами, достоин ли он но-сить титул джигита. Горцы возлагали на джигита высокую миссию - быть народным заступником. Народ любил своих джигитов, нуждался в них, как земля в долгожданном дожде. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вот пример: "Родится джигит - счастье для села, польет дождь - счастье для земли''. В пожеланиях новорожденному мальчику старшие выражали мечту видеть его в будущем джигитом, защитником своего народа. В карачаево-балкарской сказке "Джигит джаш" (мужественный парень) пока-зан народный обычай посвящения в джигиты. Этот обычай являлся сво-его рода смотром физической силы, военно - спортивной подготовки в том числе джигитовки. Джигитовки для молодых горцев являлись настоящим общественным экзаменом, устраиваемым для них неподкупным экзаме-натором ~ народом. Для проведения джигитовки заранее выбиралось ме-сто, маршрут для всадника, готовились подарки победителям. Если джи-гитовка проводилась на праздничных торжествах, то призы готовили де-вушки. Подарки готовились с особой тщательностью, так как по ним лю-ди могли судить об умении будущих невест рукодельничать. Для джиги-тов проводились физические состязания, куда непременно входила на-циональная борьба "тутуш". Нередко взрослые становились восторжен-ными зрителями поединка между юношами - борцами, испытывавшими свои силы под бодрящие возгласы взрослых. Наблюдателями спортивных соревнований являлись и дети. Они были в центре внимания старших, руководивших формированием в них всех качеств, присущих настояще-му джигиту. Не случайно в некоторых горских сказках приводятся факты, свидетельствующие о том, что мальчики оказывались лучшими стрелка-ми, наездниками (сказки "Аллахберди", "Батыр джашчыкъ") и др.

Для кавказского мужчины самым большим позором считалось про-слыть трусливым человеком. Народ осуждал людей, проявлявших тру-сость.

В жизни горского общества женщина занимала особое положение. Это отмечали многие ученые, путешественники побывавшие на Северном Кавказе.

Английский путешественник Эдмонд Спенсер в 1830 году говорил о горцах: "Храбрые рыцари прежних времен никогда не оказывали более уважительной галантности к прекрасному полу, чем эти простые горцы"[1,23].

Дж. А. Лонгворт, проживший год среди причерноморских адыгов и наблюдавший их быт, обычаи, традиции, писал: "Их отношение в целом к женщинам, каким резким и властным оно не могло показаться, не лишено галантности и придает их манерам налет рыцарства. На празднествах у молодых людей бытует обычай, поднимая вазу с бузой, с тостом в честь избранницы сердца, разрядить в воздух ружье или пистолет. Вызов не-медленно принимается теми, у кого есть заряд пороха.... Чтобы в той же манере подчеркнуть превосходство их собственных пассии"[1,120]. Красотой и грацией горянок восхищался шотландец П.Г. Брус, прини-мавший участие в Персидском походе Петра 1 в 1722г. Спустя много лет он вспоминал о горянках: " Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами лица, гладкой светлой кожей, и с прекрас-ными черными глазами, которые, вместе с их черными волосами, прида-ют им очень красивый вид. Все это, вместе взятое, с их красивыми, всегда открытыми лицами, и их хорошее расположение духа и приятная непри-нужденность в разговоре делают их очень желанными, несмотря на все это, они слывут очень целомудренными [1,149]

Высокий идеал женщины- горянки воплощался в жизнь. Существуют многочисленные сведения европейских и русских авторов о духовно-нравственной красоте, целомудренности, скромности и уме горянки. В частности, на протяжении двух столетий писателей, критиков и литерату-роведов интересует прекрасная и трагическая судьба черкешенки Айшет, ставшей классиком французской литературы. Крупнейший французский критик Сент-Бев писал: «Эта черкесская женщина, вышедшая с азиатско-го базара, была привезена во Францию за тем, чтобы построить памятник святости чувственной чистоте»[1,89].

Искусство горянок в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства. Так, барон Е. Вайден-баум, находившийся три года в плену у горцев, писал в своих воспомина-ниях: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах: скорее изорвется материя, чем шов, сделанный их рукой; сереб-ряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособле-ние»[1,255].

Анализ источников свидетельствует о том, что женщина-горянка была прославлена не только в горском обществе, но и получила всемирное признание, В то же время нельзя не согласиться с утверждением ряда ав-торов о том, что «у всех народов на всем протяжении их исторического развития - от первобытно общинного строя до позднего капитализма -«хозяевами жизни» были мужчины. Горцы, не составляли в этом отно-шении исключения. В семье и обществе, в хозяйственной жизни и управ-лении, в судопроизводстве и отправлении религиозного культа главенст-вующую роль у них играли именно мужчины. Лидирующее положение мужчин определялось природой и социальными ролями мужчин и женщин, их специфическими обязанностями в жизни: мужчина - защитник и добытчик, женщина - хранительница очага и продолжательница рода. Такое распределение функций лишало женщину экономической, юриди-ческой, бытовой самостоятельности, ставило ее в зависимость от мужчи-ны, который владел основными орудиями труда.

Характеристика эстетического идеала женщины - горянки в эпических произведениях имеет свои особенности. Заметим, прежде всего то, что героини горского фольклора необыкновенно красивы. Порт-ретная характеристика героинь является одним из приемов художествен-ного словесного искусства, используемого для раскрытия глубины идеала женщины. Образ героинь воссоздается на основе раскрытия их всесто-ронней деятельности, направленной на благо людям. Высоко нра-вственны и прекрасны те героини, поступки которых направлены на ут-верждение жизни, добра, красоты и счастья на земле.

Далее народ высоко ценил роль труда в воспитании детей. Воспитание юной смены осуществлялось не в образовательных учреждениях, а на пастби-ще, в мастерской, на пашне, за рукоделием, в процессе самообслужива-ния детей, т.е. в труде на благо семьи и общества.

Эстетическая сущность труда проявлялась с особой си-лой, когда процесс труда организовывался как система с ярко выражен-ными и взаимодействующими структурными элементами, осуществлялся непрерывно, с учетом возраста детей. Народная педагогика считала, что обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от результа-тов труда, несущего моральное удовлетворение и вызывающего эстетиче-ское наслаждение.

Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непре-рывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не послед-нюю роль в которой играл эстетический аспект труда.

Ведущим элементом трудового воспитания выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллектив-ная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление лично-сти к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравст-венно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных ка-честв, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде. Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи.

Народные воспитатели приобщали своих воспитанников к доступным формам труда, к осознанию того, что в обществе любой труд - не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека духовно-эстетическими ценностями. Эстетическое отношение детей к труду стимулировалось, активизирова-лось по мере того, как ребенок приобретал сноровку, систему умений, что способствовало его самоутверждению, давало возможность почувство-вать себя ловким, умелым, сильным и полезным. Все это порождало у де-тей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоя-тельно сотворенной красоты труда.

Народ считал, что труд воспитывает, в том числе нравственно и эстетически, когда ребенок с помощью взрослых органи-зует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью или образом трудового процесса. Вот почему народ считал, что прежде, чем поручить молодому человеку какое-либо дело, ему необходимо показать, как нуж-но это делать в идеале. Демонстрировались лучшие образцы работы, приемы творческого отношения к делу. Идеальная сторона труда связы-валась с морально-эстетическими представлениями человека о своей дея-тельности. Только в этом случае они доставляют человеку эстетическое насла-ждение. В народе это осознавали, это и считали, что "Без труда человек не познает радости", "Труд - мать счастья", "Труд - радость жизни" (ка-рачаевские), "Человека ценят по его делам", "Человека украшает труд" - адыгские и др.

Народы Кавказа придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому что для них предметы быта, орудия труда, постройки, окружающие вещи имели не только потребительскую, но и эсте-тическую ценность. Обучая детей какому-либо ремеслу, повседневной работе взрослые заботились о том, чтобы вещь была сделана удобной, добротной, красивой, т.е. отвечала бы и эстетическим требованиям. У горцев от природы было развито чувство меры, цвета, формы, симметрии. Об этом свидетельствует одежда, украшения, ремесла кавказцев. Несмот-ря на то, что жизнь горских народов была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах деятельности. Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравствен-ности.

Во все времена у горцев существовала потребность создавать прекрас-ное в труде. Внешний вид и внутреннее убранство жилища, одежда и ювелирные украшения, ткаческие, плотнические работы, декоративно-прикладное искусство - все это отражало стремление к красоте, гармо-нии. Любовно создавая и по возможности украшая вещи, горцы стара-лись творить по законам красоты. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.

Внесению элементов прекрасного в условия трудовой деятельности и в результаты трудовой деятельности способствовали народные трудовые песни, непосредственно связанные с трудовыми циклами, процессами. Они облегчали труд, снимали усталость, улучшали настроение. У карачаево - балкарцев были распространены такие трудовые песни как, "Умай" (песня охотников), "Долай" (песня при сбивании масла), "Эрирей" ( исполнялась при молотьбе) и др. Такие песни были призваны скрашивать долгую и монотонную работу, снимать усталость и развле-кать работающих, способствовать взаимопомощи в труде. Тем самым они выполняли функции нравственного воспитания. Этой задаче служили на-родные трудовые праздники, например, "Сабантой" - в честь окончания полевых работ, "Индыр той" - праздник молотьбы (карач.) и др.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.