Рефераты. Инновационная деятельность педагога в детском оздоровительном лагере

b>Программа наблюдения:

1) проанализировать развлекательные мероприятия в лагере на наличие инновационной деятельности;

2) зафиксировать нововведения, которые встречаются в ДОЛ «Звездный»;

3) изучить материально - техническую базу детского оздоровительного лагеря и профессиональную деятельность педагогов.

Сроки наблюдения: с 17.07.09 по 28.08.09

У лагеря «Звездный» огромная территория, на которой, расположен многофункциональный спортивный комплекс с бассейном, зоопарк, экологический центр. Каждую смену в лагерь приезжает отдыхать около 400 детей. Всего 12 отрядов, 9 отрядов по возрастам, 12 - самый младший и 1 - самый старший, и разновозрастные отряды - 7,8,9 отряды. 7 отряд - Пресс-центр, дети обучаются основам фото, видеосъемки и журналистики. При участии детей из этого отряда выпускается газета «Звездные новости» и оформляются фотоотчеты по мероприятиям в лагере. 8 отряд - конно-спортивный (большую часть времени дети проводят на конюшне и в конном манеже, где под руководством опытных инструкторов по верховой езде изучают теорию и практику верховой езды и конного спорта, ухаживают за лошадьми.

9 отряд - спортивно - туристический. Он пользуется повышенной популярностью среди юношей, особенно тех, кто увлекается футболом. Ребята из спортивно-туристического отряда большую часть времени посвящают спортивным тренировкам, ездят на велопрогулки, ходят в походы, получают полезные туристические навыки.

Досуг детей представлен следующими видами активности:

- занятия в спортивном комплексе (бассейн, волейбол, баскетбол, футбол, большой и настольный теннис, батутный и тренажерный залы);

- игры на открытых спортивных площадках (волейбол, баскетбол, футбол, большой теннис, бадминтон, горки);

- катание на велосипедах, лодках, катамаранах, коньках (зимой);

- купание в озере (в период летних каникул);

- катание на лошадях и пони в крытом манеже, конные прогулки;

- развивающие занятия в кружках по интересам (бисероплетение, оригами, лепка, керамика, живопись, роспись по дереву, вышивка, плетение из лозы, авиаконструирование);

- экскурсионные программы;

- развивающие занятия и игры в Экологическом центре;

- викторины, конкурсы, музыкальные концерты и дискотеки.

Также в качестве эксперимента, впервые был открыт лингвистический отряд, помимо общелагерной программы, дети во время отрядных мероприятий, занимаются языками (французский, немецкий и английский). Занятия проходят в игровой форме.

Каждую смену в лагере «Звездный», проводятся учения по технике пожарной безопасности. Летом проводится «Пожарная эстафета». Детям она очень нравится. Участники эстафеты приобретают умения самостоятельно тушить «пожар», учатся надевать защитный костюм, преодолевать «задымленный» участок, скручивать пожарный «рукав». Финалом эстафеты стало обливание водой из пожарного брандспойта. И это - незабываемое для детей впечатление.

На территории лагеря есть озеро, по которому можно покататься на лодках или катамаранах. Традиционным праздником в лагере является праздник Нептуна. Праздник традиционный, но сценарий праздника из года в год меняется. Активное участие здесь принимают ребята старших отрядов и вожатский корпус.

Перед началом каждой смены руководством лагере проводятся организационные собрания, где вожатых и воспитателей знакомят с примерным планом смены. Чтобы те в свою очередь могли подготовиться.

Также хочется отметить, что составляют, планы смен, сами педагоги, которые работают в лагере постоянно. Темы смен в лагере «Звездный» не повторяются. Примеры тем смен: «Тайна замка погасших свечей»; «Кругосветная регата «За тайной Летучего Голландца»; «Олимпийская деревня», экологическая смена «Виталандия»; « Я - гражданин России» и многие другие.

Все вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод о наличии проявлений инновационной деятельности. Благодаря достаточному финансированию, со стороны ГУП «Водоканал» у лагеря «Звездный» есть многофункциональный спортивный комплекс, зоопарк, экологический центр, бассейн, что дает педагогу поле для творчества. Т.е одним из условий инновационной деятельности является достаточная материальная база.

В ходе наблюдения выяснилось, что педагоги сами принимают участие в составлении планов смен и выступают с инициативой формирования новых творческих отрядов, например «Лингвистический» и «Эколого-туристический», что говорит о креативном потенциале педагогов и их желании работать, а не ограничиваться предложениями. Главным нововведением можно считать внедрение экологического направления. Каждая смена, несмотря на свои специфические акценты, содержит экологическую составляющую. Можно сказать, что это стержневое направление, которое реализуется педагогами Экологического центра, расположенного на территории лагеря. Здесь проводятся развивающие занятия, которые направлены на то, что бы дети любили свою планету и ценили ее ресурсы.

В ходе нашего исследования мы проанализировали одну из программ, рассчитанных на все лето. Этот анализ позволил нам сформулировать некоторые рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере.

Название программы: «Образовательно-оздоровительная программа «Фестиваль фестивалей»»

Адресат программы: Участниками программы являются дети и подростки 6 - 15 лет работников ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, различных социальных слоев.

Краткое содержание программы:

Данная программа направлена на ознакомление участников программы с историей, традициями, понятием «экология планеты». Поэтому, заявленные мероприятия и тематика смен направлены не только на создание интересного отдыха детей в период летних каникул, но и на расширение их знаний по экологическим вопросам.

В соответствии с основными целями воспитательного процесса, идеями его организации в лагере «Звездный» разработаны несколько основных направлений деятельности:

· спортивно - оздоровительное направление (программа по здоровьесбережению)

· художественно - эстетическое направление

· культурно-массовое направление

· экологическое направление

· военно-патриотическое направление (историко-патриотическое)

· социально-адаптационное направление (программа «Я - лидер»)

Количество участников программы: 1600 человек

Сроки проведения программы: Лето 2009 года, с 03.06 по 28.08.2009 года.

Количество смен: 4 смены по 21 дню

Целевые ориентиры программы

1. Комплексное оздоровление детей и подростков.

2. Социализация и психолого-педагогическая адаптация в условиях детского оздоровительного лагеря.

3. Расширение кругозора детей в различных областях.

4. Развитие коммуникативных качеств подростка, освоение основ «лидерства», уверенное поведение в среде сверстников и взрослых.

5. Приобщение детей к системе экологических ценностей и изучению природы, воспитание экологической культуры.

Задачи:

1. создание комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, особый режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде;

2. формирование потребности в здоровом образе жизни;

3. обеспечение условий саморазвития личности ребенка и его педагогической поддержки;

4. воспитание необходимого осознания того, что охрана природы и рационального использования ее ресурсов должно стать неотъемлемым личным делом;

5. формирование экологических знаний, осознанности экологических проблем современности;

6. создание эмоционально-нравственного комфорта во временном детском коллективе;

7. создание необходимых условий для интеграции в программу и отработки форм экологического воспитания и просвещения детей и подростков;

8. создание условий для раскрытия творческих способностей детей средствами прикладного, изобразительного и театрального искусства, выявления лидерских качеств в социальных отношениях;

9. обучение навыкам анализа собственной творческой деятельности;

10. создание условий для приобретения подростками социально значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития.

Структура программы основана на длительных (сменных) сюжетно-ролевых играх, реализующих цели и задачи обозначенных выше направлений.

Содержание программы: Реализация данной программы предполагает организацию четырех тематических смен (продолжительность каждой смены 21 день).

1 смена «Фестиваль регионов России «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

2 смена «Фестиваль МУЗ».

3 смена «Фестиваль СИНЕМА» (см. Приложение 3)

4 смена «Фестиваль индейцев ПАУ - ВАУ» (см. Приложение 4)

Анализ изученной нами литературы по проблеме исследования, включенное наблюдение, результаты опросов детей и педагогов, анализ программы летнего отдыха позволили нам выявить условия инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере и сформулировать некоторые рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности педагогов.

Инновационная деятельность современного педагога должна быть:

· практико-ориентированной, т.е. быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем жизни в детском оздоровительном лагере;

· непрерывной, т.е. осуществляться постоянно, систематически;

· контекстной, т. е. проводится в естественных условиях процесса воспитания и обучения ребят, отдыхающих в детском оздоровительном лагере;

· оптимистичной, т.е. включать в себя позитивную установку на успех;

· индивидуализированной, т.е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта педагога, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей педагогического стиля.

Изучив опыт инновационной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, мы можем сделать следующие выводы. Детский оздоровительный лагерь представляет собой одно из учреждений дополнительного образования детей и имеет свою специфику. Совместное проживание детей, сжатые сроки пребывания в лагере (обычно 21 день), постоянное общение со взрослыми наставниками, особые природные условия проживания (живописная местность, лес, озеро и т.п.), возможность заниматься любимым делом создают особые условия для развития детей. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.). Детский оздоровительный лагерь - это и особые условия для педагогической деятельности, которая, на наш взгляд, носит ярко выраженный инновационный характер. По результатам проведенного анкетирования педагогов можно сделать вывод: для осуществления инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере нужны квалифицированные, творческие педагоги, которые сами заинтересованы в осуществлении инновационной деятельности, а также достаточное финансирование и поддержка со стороны администрации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.