Рефераты. Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

p align="left">Комплексное занятие, если оно умело построено, по времени может выходить за рамки обычного занятия - это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что - по своему усмотрению - воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.

Комплексные занятия организуют на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.

Экскурсии на природу. Экскурсии с детьми 5-6 лет в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель - методист, воспитатель группы.

Положительное воздействие на здоровье детей в походе дети получают от целого ряда факторов: 1) Подготовка к экскурсии, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое и интересное место вызывают у ребенка радостные чувства; 2) Окружающая среда оказывает положительное воздействие на здоровье; 3) Длительный переход на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.

На умственное развитие детей в экскурсии оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора постоянного места прогулки. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организованно. Правильное проведение этой части похода очень важно - взрослые показывают детям, как они сами относятся к природе, как ее любят на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории - педагог говорит, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.

Широко применяется использование сюжетно - ролевой игры в экологическом образовании детей.

Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно - ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: 1) она имеет короткий и несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит воспитатель; 5) воспитатель руководит всей игрой.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами

Аналоги - это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что сих помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Данные ситуации связаны с использованием кукол. Изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям.

3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя.

Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

1.3 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также систематической работы с детьми.

Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста:

Успех в экологическом образование 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателем их психофизиологических особенностей. Задача экологического образования младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности в экологическом образовании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими.

Важную роль познание малышами объектов природы играют практические манипулирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов, природы. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущим видом деятельности, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста:

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода является становление сюжетно- ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение дошкольниками нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

Начиная со средней группы, эколого-педагогическая работа с детьми, организуется на литературной основе. Здесь предпочтение отдается произведениям Е.Чарушина. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Дети средней группы отдаются игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры- путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек - аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обеспечит хорошую игру, высокий эмоциональный отклик детей, надежное усвоение экологических знаний и обретение игровых умений.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным - память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой прошлого года, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно - чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки - аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Глава 2 Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методика констатирующего эксперимента

Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель - выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет.

Исходя из цели исследования определены следующие задачи:

1. Выявить уровень знаний о неживой природе

2. Выявить уровень знаний о животных и растениях

3. Выявить уровень знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с природой

4. Определить уровень эмоционального отношения к природе через организацию практической деятельности

Содержание экологических знаний детей старшего дошкольного возраста включает:

1. Неживая природа

Вселенная- это множество звезд. Солнце - это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.

Знает: вода не имеет формы, запаха и вкуса. Вода может менять свое состояние на морозе - превращается в лед, при нагревании - в пар. Вода может быть чистой, грязной, холодной, теплой, горячей. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам - растениям, животным, людям. Имеет представление о воздухе и его свойствах. Воздух нужен для дыхания всем живым существам.

Знает: свойства песка, земли, глины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.