Рефераты. Интеллектуальные игры в обучении старшекласников

p align="left">Связь игры и труда несомненна. Игра воспроизводит не только приёмы и способы труда, но и многие иные человеческие проявления, явления природы, повадки зверей, словом, отражает жизнь во всём её многообразии. Если бы игры отражали только трудовую деятельность, то богатство игровых начал зависело бы от развитости труда, а мы этого не замечаем. Игровой элемент присутствует во всех видах деятельности, но акцентирование игры как самоцельной активности ребёнка свойственно прежде всего его досугу.

Итак, труд, бесспорно, был источником появления феномена игры, но не единственным. Можно надеяться, и доказательством этому служит социальная практика, в том числе нашего общества, что в будущем усилится синтез труда и игры, особенно в опыте детства. Они не растворятся друг в друге. Окультуренный, научноосмысленный и цивилизованный труд будет тяготеть к досугу, а игра останется его эстетическим стимулом, компонентом радости и наслаждения. Равно как и игра будет обогащаться элементами труда и станет более сильным источником вдохновения и творчества.(46;57)

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается “коллективным инстинктом” детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.(46;61)

Таким образом, существует множество теорий происхождения и развития игры в том числе и в педагогическом аспекте. Многие учёные связывали возникновение игры с религией, с искусством, с трудовой деятельностью и так далее. Каждая эпоха по-новому использовала возможности игры. Но бесспорно то, что игра - потребность растущего ребёнка, свобода самораскрытия, главная сфера общения детей.

опорами используются разного рода схемы, которые постепенно исключаются по мере приближения к поставленной цели.

Второй из завершающих этапов - обучение иноязычному общению - предполагает вовлечение школьников в разные формы деятельности, а именно: познавательную, преобразовательную и ценностно-ориентированную.(20;37)

Таким образом, групповая форма организации учебной деятельности предполагает отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения общей цели, взаимную поддержку и требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, а также проявлять заинтересованность в результатах общей работы. Процесс обучения в этих условиях приобретает черты подлинной коллективности. Групповые формы работы влияют на формирование личности обучаемого, определяют развитие учебной группы и активизируют познавательную деятельность каждого ученика.

Итак, учёные выдвигали множество гипотез происхождения и развития игры, связывая её возникновение с религией, с искусством, с трудовой деятельностью и так далее. Но всегда игра осознавалась как потребность растущего ребёнка, свобода самораскрытия, главная сфера общения детей.

В данной работе рассматривается только один вид игр: интеллектуальные игры, с помощью которых развиваются отдельные интеллектуальные качества, приобретаются знания, развивается познавательная активность старшеклассников, формируется мотивация учения, настойчивость, инициатива в достижении дидактических целей, проявляется творческая активность, поисковые устремления. Различные игровые модели вырабатывают интерес к учению, стремление узнать новое, самостоятельность, последовательность мышления, развивают память, наблюдательность, внимание.

Мы рассмотрели пять групп интеллектуальных игр в качестве дидактического средства развития учащихся. Каждая группа своеобразна, но назначение одно - будить мысль ребенка, приобщать к миру познания, развивать познавательную активность. Практически в каждой из интеллектуальных игр имеется педагогическая цель, которая выступает в скрытой от ребят форме, но является мощным толчком в развитии их познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой разнообразной деятельности, выполняющие роль первого толчка, приобретают подчинённое значение, сменяясь познавательными мотивами.

навыки. Чувство «равноправия», атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт учащимся благоприятную игровую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результатах обучения.

На наш взгляд, играть уместно не только с учащимися младших классов. Игра может благотворно воздействовать и на учащихся старших классов.(39;57)

Проблема поддержания интереса к иностранным языкам на старшем этапе волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся.(13;27)

Таким образом, использование интеллектуальных игр на уроках иностранного языка помогает формировать у учеников определённые навыки, развивает речевые умения, обучает умению общаться и так далее. Игра является широким полем для коллективной деятельности учащихся. Однако, игры должны соответствовать уровню подготовки учащихся. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован, игры должны проводиться методически грамотно.

Итак, нельзя допустить, чтобы игра превратилась в самоцель и из обучающей стала игрой - развлечением. Чтобы этого не случилось, надо заранее детально продумать, чтобы вызванная её ходом увлечённость была направлена на практическое овладение языком.

Концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятельности. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен уметь правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Обучение монологической речи происходит во взаимодействии с другими видами речи - чтением, слушанием, диалогической речью.

Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и выражений. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда - обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.

§ 3. Исследования по выявлению влияния интеллектуальных игр на развитие навыков монологической речи.

а). Анализ проведения игр.

В данном эксперименте мы использовали игры для обучения говорению. В их основе лежит пересказ, описание иллюстраций, составление или воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов, таблиц, чертежей, рисунков, схем. По способу и характеру организации игры для обучения говорению (как, впрочем, и другие речевые игры) могут подразделяться на игры с текстом, функциональные (на доске), взаимодействия (с обменом информацией), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования.

В ходе практики были проведены следующие игры: «Опиши картину», «Кто следующий?», «Попробуй, расскажи!», «Эстафета», «От фразы к фразе», «Снежный ком», «Запомни и повтори», «Лексическая игра», «Отгадай-ка!». Данные игры мы адаптировали к изучаемым темам («L'amour de la nature.», «Connaissez-vous les explorateurs celebres?»), используя материалы УМК «Mon Guide de Francais» для 10-11 классов. Все эти игры использовались на этапе развития умения построить высказывание в монологической форме, то есть на завершающих этапах овладения иноязычным общением. Лексико-грамматический материал по теме уже был закреплён ранее, так , что ученики могли свободно его использовать в своей речи.

«Опиши картину».

Цель: построить коллективный монолог по предложенной иллюстрации.

Форма работы: групповая.

Тема: «L'amour de la nature».

Материал: Ex. 3, p.156.

Участники делятся на две команды, распределяют между собой (внутри каждой группы) очерёдность ответов. Ученикам предлагается иллюстрация (в нашем случае - несколько фотографий на форзаце учебника). Каждой команде поочерёдно предоставляется право произнести одно предложение. Участвовать должен каждый член группы. Обязательное условие - соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, чьё предложение будет последним.

«Кто следующий?»

Цель: проверить понимание прочитанного текста , умение пересказать текст, используя новую лексику.

Тема: «Connaissez-vous les explorateurs celebres?».

Материал: текст «Alain Bombard» (Ex. 11, p. 170), набор карточек со словами и фразами из текста.

Предварительно прочитать и перевести текст, выписать, перевести и отработать незнакомую лексику. Каждому ученику выдаётся карточка со словами и фразами из текста. Учитель зачитывает начало текста, ученики следят за логикой изложения, так как каждый должен определить своё место в повествовании и пересказать ту часть текста, к которой подходит его карточка. Учитель следит за ходом изложения, а в конце подводит итоги и ставит оценки.

«Попробуй, расскажи!»

Цель: научиться кодировать прочитанный текст и рассказывать текст по чертежу, рисунку.

Форма работы: групповая.

Тема: «L'amour de la nature».

Материал: два текста - «L'oiseau, ami de l' equipage», «Rencontre avec un requin-marteau blanc» (Ex. 1, р. 160; Ex. 6, р. 161)

Каждая группа получает статью (текст) для ознакомления с её содержанием, кодирует текст (чертёж, рисунок). Следующий этап: группы обмениваются своими иллюстрациями и пытаются их расшифровать, рассказывая содержание. Учащиеся должны реагировать на высказывания друг друга, дополняя и давая оценку рассказу товарища, каждый, в свою очередь, оценивает иллюстрацию-код. Побеждает та команда, рассказ и иллюстрация которой будут оценены выше.

Памятки и рекомендации к данной игре приведены в пример в приложении.

Эстафета.

Цель: научиться командно работать с текстом.

Форма работы: групповая.

Материалы: два неозаглавленных текста, набор иллюстраций.

Первый член команды читает про себя текст, отдаёт его жюри (учителю) и рассказывает содержание второму члену команды так, чтобы остальные не слышали. Второй член команды озаглавливает текст и пересказывает третьему. Третий подбирает иллюстрацию и передаёт её и содержание текста четвёртому. Четвёртый выписывает ключевые слова и выражения к иллюстрации и передаёт записи пятому. Пятый излагает содержание текста по иллюстрации, заглавию, ключевым словам. Его рассказ сравнивают с оригиналом. Побеждает команда, закончившая первой и имеющая в сообщении пятого члена команды минимальное расхождение с оригиналом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.