Желательно, чтобы педагог уделил внимание процессу определения норм совместной деятельности уже на первых занятиях. Это позволит ему опираться на них в течение всего учебного времени.
Выработанные нормы записываются на бумаге и развешиваются в аудитории таким образом, чтобы учащиеся и педагог могли постоянно к ним обращаться.
Правила поведения и работы, вывешенные в кабинете, также являются частью педагогических условий для реализации стратегии интерактивного обучения. Все, что находится в учебной аудитории (оборудование, мебель и т. д.), может помочь педагогу организовать пространство для активной деятельности учащихся. Поэтому предлагаем рассмотреть, как педагог может создавать это пространство, используя материально-техническое обеспечение кабинета, учебного заведения.
Чтобы лучше пояснить значение «материального аспекта», обратимся к давно уже реализованной в средней школе идее создания кабинетов по различным учебным предметам. Кто-то из педагогов пользуется преимуществами таких аудиторий, а кто-то испытывает неудобства, когда, например, занятие по математике необходимо проводить в кабинете пения.
На наш взгляд, идея организации учебных аудиторий по учебным предметам имела целью не только облегчить труд педагога, но и создать определенные условия для организации учебного пространства, позволяющего педагогу и учащемуся использовать разнообразные возможно-сти в выборе форм и методов деятельности. Дидактические материалы, экспонаты, репродукции, приборы и оборудование, учебные карты, на-глядные пособия, само помещение, результаты творчества учащихся, материалы занятий помогают созданию этого учебного пространства.
Мы не настаиваем на том, что все учебные аудитории обязательно должны быть оснащены самой современной техникой или иметь неограниченные ресурсы учебных материалов. Это пространство могут конструировать как педагоги, так и учащиеся из различных средств, которые обеспечивают образовательную деятельность или являются ее результатами (плакаты с программой по предмету; листы с результатами групповой работы или «мозгового штурма»; учебные мате-риалы, сделанные руками педагога; различные вещи, предметы, открытки, изготовленные самими учащимися). Учащиеся, попадающие в аудиторию, в которой есть созданные ими на предыдущих занятиях материалы, как бы «окунаются» в это пространство, плавно, постепенно включаются в учебную деятельность.
В настоящее время в учебных заведениях доминирует традиционная форма расположения мебели в кабинете: несколько рядов поставленных друг за другом парт, перед которыми находятся стол педагога и доска для записей. Эта форма очень удобна для господствующих сейчас методов обучения, но мы остановимся более подробно на ее ограничениях.
Прежде всего, в силу физиологических особенностей, внимание педагога обращено в основном на середину аудитории, а первые и последние парты чаще всего выпадают из его поля зрения.
Такая расстановка мебели очень хорошо способствует организации процесса «списывания» на контрольных и самостоятельных работах, разговорам «по душам» между учащимися. Столы и парты ограничивают активность учащихся, прежде всего двигательную, создают ощущение границ, барьеров.
Мы не предлагаем полностью отказаться от этой формы, но считаем, что педагог должен использовать различные варианты расположения мебели.
Таблица 2(см. приложение)
Виды речевой деятельности можно классифицировать на:
1. высказывания несамостоятельные как по форме, так и по содержанию (повторение слов)
2. высказывания самостоятельные по содержанию (клише)
3. высказывания самостоятельные по форме, несамостоятельные по содержанию (пересказ, реферирование)
высказывания самостоятельные по форме и по содержанию, то есть те случаи, когда учащиеся находят объект для говорения и высказывания о нем.
Для того чтобы развивать устную речь необходимо создавать определенные условия - это знание темы, владение соответствующим языковым материалом, понимание ситуации и наличие стимула для высказывания. Материал для развития устной речи должен усваиваться до степени полной автоматизации во всех его употребительных формах. Далее при обучении говорению очень важно учитывать соотношения его важнейших форм монолога, диалога и полилога. Эти формы сосуществуют и переходят одна в другую. Монолог выстраивает один человек, во всех случаях говорящий является автором своего высказывания. Диалоги различают стандартные и свободные. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации (кассир-покупатель, врач-больной), свободные диалоги бывают следующих типов (интервью, расспрос, беседа). Весьма распространенным вариантом диалога является полилог. Наиболее подходящим приемом развития полилога являются различные формы драм, включая ролевые игры.
Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учить объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе. Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы работы, как драматизация и ролевая игра. Еще одной формой группового общения близкой к подлинному общению является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные интересы для учащихся вопросы. Используются коллективные формы работы, парные, групповые, проектные формы работы, где успех каждого материализуется в успехе всей группы.
Таким образом, какие бы приемы не использовались для формирования и развития устной речи зависит не только и даже не столько от объема лексического материала сколько от моментов психологических. Поэтому необходимо помочь учащимся преодолеть этот барьер, после чего начнется развиваться речевая деятельность.
У нас есть объективные и потенциальные возможности, чтобы при целенаправленной работе над формированием речевой деятельности учащихся на изучаемом иностранном языке успешно решать задачи, поставленные в программе курса в области устной речи.
Связь формы расположения мебели и используемой формы обучения:
Используемый метод
Класс
Буква П
Прямоугольник
Круг
Дискуссионный клуб
Индивидуальная работа
?
Контрольная работа
Групповая работа
Метод, предполагающий перемещение учеников
Дискуссия, дебаты
Демонстрация фильма
Работа в парах
Различные расстановки мебели в классе:
Тест № 1
Вариант 1
Выберите правильный вариант глагола to be к следующим местоимениям:
He a)is b)are
She a)is b)are
We a)is b)are
I a) is b) am
You a) am b) are
They a) am b) are
Составьте предложения из следующих слов
The \ of \Paris \ capital \ is \ France
Canada \ big \ is \ country \ a
I'm \ dogs \ afraid \ of
Restaurant \ very \ is\ expensive
Not \ difficult \ examination \ the \ not \ is
Найдите ошибки в следующих предложениях (present continuos and present indefinite tense) и исправьте их, там где необходимо.
We are works in the garden
They were playing football
I am working now
You works in a shop
Напишите 4-5 предложений о своём любимом уроке на английском языке в настоящем времени.
Вариант 2
They a)is b)are
you a)is b)are
We a) am b) are
She a) is b) are
The \ of \Minsk \ capital \ is \ Belarus
I'm \ happy \ today \ not
Flowers \ very \ are \ those \ beautifuhl
My \ hands \ are \ cold
The \ street \ at \ the \ house \ very \ old
I is not washing my hair
It is snows
You am at the shop
Pat is not playing piano
Тест № 2
1 Выпишите из следующих слов неопределённые местоимения:
Radio, cut, something, buy, eat, everybody, nothing, allusion
вставьте some or any
I'm going to buy ____ eggs
There are _____ beautiful flowers in the garden
I'm thirsty. Can I have _____ water, please
Do you know ____ hotel in London?
Образуйте нужную форму слова от данного слова
It's dark. I can't see (any)
Tom lives (some) near London
What's wrong? I' ve got (some) in my eye
Переведите с русского на английский
Что-то было во дворе.
Посмотри, у нас нет ничего.
Лондон находиться где-то на британских островах
Тест №3
1 выпишите имена прилагательные
hat, Hot, sad, cat, weather, nice, beautiful, radio, television, fat
Напишите 3 степени сравнения следующих имен-прилагательных
Nice
Pretty
Big
Good
Напишите антонимы к следующим словам:
Yonger
Colder
Better
Longer
Напишите ответы на следующие вопросы:
What is the longest river in the World?
Who is your best friend?
What do you like play more football or basketball?
«Что на стенах класса и почему?»
№
Есть ли это на стенах вашего класса
Почему «да» или почему «нет»?
1.
Имена и фотографии учащихся класса
2.
Изображения детей и взрослых: * той же расы, культуры, что и учащиеся в классе; * другой расы,
культуры
3.
Дидактические плакаты: * геометрические фигуры; * календарь; * информация о здоровье и безопасности
4.
Плакат с правилами поведения в школе
5.
Произведения искусства, созданные взрослыми, имеющие отношение к программе или помещенные по эстетическим соображениям
6.
Творческие работы, выполненные педагогом либо другими взрослыми, как фон для работ учащихся
7.
Творческие работы учащихся: * сделанные под руководством педагога; * сделанные спонтанно
8.
Материалы к предстоящему празднику: * сделанные учащимися; * приобретенные в магазинах
9.
Лист с программой занятий по предмету
10.
Материалы, работы, выполненные: * на занятии; * в процессе групповых занятий вне урока
11.
Листы, фиксирующие содержание обратной связи от учащихся
12.
Сообщения: * о некоторых событиях и деятельности в классе для учащихся; * о событиях в классе для родителей; * педагога о занятиях в классе; * от учащихся педагогу; * учащихся друг другу
13.
Место, которое предназначено исключительно для неформальных надписей, выражения мыслей учащихся
Преимущества и недостатки групповой и индивидуальной работы
ПРЕИМУЩЕСТВА
* общий результат * взаимная помощь * разнообразные перспективы в постановке вопросов * темп: отдельные ученики подтягиваются * возможность сравнения собственных оценок * хорошо для перепроверки, прослушива-ния, переспрашивания
* свободная организация работы * индивидуальный темп учебы * нет потери времени на дискуссии * возможность гибкого движения * лучше запоминаются понятия, факты
НЕДОСТАТКИ
* тяжело договориться, планировать * возможность отвлечения, запаздывания с выполнением задания * отдельные учащиеся перегружены * бесконечная дискуссия, уход от темы
* опасность растрачивать себя по пустякам * завышенные требования * много индивидуального контроля * можно легко зайти в тупик * тяжело перепроверить знания * нет обмена мнениями об изученном, прочитанном
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6