Рефераты. Использование дидактических игр для развития внимания на уроках математики в 5 классах

p align="left">3.2. Рассказ учителя.

3.3. Работа над правилом.

4.Закрепление изученного материала.

4.1. Работа с учебником

№ 1272 (у доски, цепочкой).

№ 1274 (у доски, цепочкой).

5. Домашнее задание: № 1297, 1301.

6. Итог урока (вопросы после параграфа).

Самоанализ.

В начале урока сообщены тема и цели. На этапе «Устные упражнения» проводилась игра «Найди слово».

Перед детьми была поставлена дидактическая задача. К игре подготовлен раздаточный материал. Каждый ученик работал самостоятельно. Учителем было сделано предупреждение, чтобы дети внимательно послушали задание, т.к. среди букв встречаются не только математические термины, но и другие слова. Задача же детей состояла в том, чтобы отыскать математические термины. Однако когда ребята начали работу, учителю был задан вопрос от ученика: «А другие слова тоже надо подчеркивать?». Это говорит о том, что не все слушали задание внимательно даже после предупреждения учителя.

Учащиеся справились с заданием: отыскали все слова. Ученик, отвечавший на задание 1 варианта, не нашел слова «точка», но его ответ дополнили.

В данной игре у учащихся развивается устойчивость внимания, потому что эта деятельность требует от детей умения поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько им необходимо. Также эта игра способствует развитию объема внимания, так как все буквы в строчке воспринимаются ребенком с одинаковой степенью отчетливости.

Эта игра не готовила учащихся к изучению новой темы, поэтому учителю пришлось актуализировать знания учащихся по теме «Разложение числа по разрядам». Однако план урока был выполнен полностью. Цели урока реализованы.

Конспект урока математики

по теме «Приближенные значение чисел. Округление чисел».

Цели:

- закрепление знаний учащихся по теме;

- развитие математической речи учащихся, внимания, познавательного интереса;

- воспитание аккуратности.

Оборудование: раздаточный материал к игре.

Ход урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Устные упражнения. Игра «Составь ряд».

Дидактическая задача: каждый ряд получает карточку с заданием.

Задача учащихся: округлить дробь до сотых. После округления всех дробей последнему игроку нужно записать полученные числа в порядке возрастания. Побеждает тот, кто выполнил всё правильно и быстро.

Оформление карточки:

Округлите до сотых:

1) 2,0567 ? 5) 2,0455 ?

2) 8,7613 ? 6) 2,1432 ?

3) 9,5731 ? 7) 5,6783 ?

4) 1,7164 ? 8) 8,7658 ?

3. Работа по теме.

3.1. Работа с учебником.

№ 1270 (устно).

№ 1274 (по цепочке у доски).

№ 1276 (у доски).

№ 1273 (самостоятельно).

№ 1277 (дополнительно).

4. Домашнее задание: № 1298, 1299, 1302.

5. Итог урока.

Самоанализ.

Детям были сообщены тема и цели урока. На этапе «Устные упражнения» проводилась игра «Составь ряд».

Данная игра закрепляет знания и умения учащихся по теме урока. В игре «Составь ряд» у детей развивается устойчивость внимания, так как ученику необходимо поддерживать уровень внимания все время, которое он тратит на выполнение задания.

Результат игры зависит в большей степени от последнего игрока, поэтому ему нужно быть предельно внимательным, то есть у него должна быть хорошо развита переключаемость внимания. Его задача заключается в том, чтобы из полученных чисел выбрать самое маленькое, а затем записать его в ряд, потом найти число, больше предыдущего и записать в этот же ряд, т.е. происходит переключение внимания от одного задания к другому.

С этим заданием справились только 2 ряда, а ученики третьего ряда допустили ошибку. Кто-то из учащихся неправильно округлил дробь, поэтому ряд был составлен неверно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребята слушают учителя более внимательно, так как вопросов по правилам игры не было. Каждый понял свою задачу. Во время работы на уроке ребята внимательно читали задания, так как тема «Округление чисел» требует особого внимания. Учащимся нужно увидеть разницу между названиями разрядом «сотен» и «сотых», «десятков» и «десятых». Обычно из-за невнимательного чтения задания ребята допускают ошибки при их выполнении, поэтому учитель на уроке требовал особого внимания от детей при чтении условия задания. Конечно, ученики допускали ошибки, но с самостоятельной работой справились хорошо.

План урока выполнен. Цели реализованы.

Таким образом, дидактические игры, проведённые на уроках, способствовали развитию таких качеств внимания, как устойчивость, переключаемость, объем, концентрацию, а также помогали в усвоении нового материала, в закреплении знаний, умений и навыков, активизировали деятельность учеников, вызывая интерес к уроку.

2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр

на развитие внимания учащихся 5 классов

Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (методы, приемы, формы организации учебной или воспитательной работы). Это значит, что с помощью эксперимента может и должна быть установлена причинная связь между проверяемыми педагогическими воздействиями и их результатом. Психология и физиология дают ключ к раскрытию психологических и физиологических механизмов связи между педагогическим воздействием и его результатами.

В данной работе сделана попытка раскрытия связи воздействия дидактической игры на развитие внимания учащихся. Для того чтобы показать эту связь, автором работы проведены 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Исследование проходило на базе Лысьвенской школы № 13.

Задачи экспериментальной работы:

· провести диагностику «Корректурная проба Бурдона» [7,37];

· подобрать и апробировать дидактические игры на развитие внимания;

· провести контрольную работу;

· выявить влияние дидактических игр на развитие внимания учащихся;

· сделать выводы по работе.

Констатирующий эксперимент.

Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого. Это разовый «срез», дающий данные состояния исследуемого объекта. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности. Это даёт основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик.

Цель эксперимента: выявление уровня развития внимания у учащихся на исходном этапе эксперимента. Для реализации этой цели автором работы в 5А и 5Б классах была проведена диагностика «Корректурная проба Бурдона».[7,37]

Цель диагностики: определение степени устойчивости и переключаемости внимания.

При выполнении задания учащимся давался бланк с рядами, расположенными в случайном порядке букв и предлагалось за 5 минут просмотреть в каждой строчке все знаки, зачёркивая буквы следующим образом к с, а букву а обвести в круг а , таким способом определялась степень устойчивости внимания.

Результаты диагностики занесены в таблицу. (Приложение 8)

Анализируя таблицу, получились следующие результаты. (Приложение 9(а))

Данная диаграмма позволяет сделать вывод о том, что в 5А классе 77% человек имеют высокую степень устойчивости внимания, у 11,5% человек устойчивость внимания развита средне, 11,5% человек показали низкий результат.

В 5Б классе высокую степень устойчивости внимания имеют 60% учеников, среднюю - 20% и низкую - 20% учащихся.

Таким образом, у большинства пятиклассников в обоих классах устойчивость внимания на данном этапе эксперимента развита достаточно хорошо. Однако не все учащиеся могут долговременно сосредотачивать внимание на работе, а значит, нуждаются в помощи.

Для выявления коэффициента переключаемости учащиеся 5-х классов была предложена аналогичная работа, только теперь им нужно было в первой и второй строчке вычёркивать буквы в и н, а в третьей к и д и время увеличивается до 9 минут.

Полученные результаты занесены в таблицу. (Приложение 8)

Исследуя данные сведения, получились следующие результаты. (Приложение 9(б))

Более точное процентное соотношение выглядит следующим образом. В 5А классе 69% человек показали низкий результат, то есть коэффициент переключаемости у них ниже среднего; 31 % учащихся дали более высокие результаты. В 5-6 классах 40% человек имеют высокий коэффициент переключаемости.

Однако большинство учащихся данного класса, т.е. 60% человек, показали низкий уровень развития переключаемости внимания.

Таким образом, констатирующий эксперимент подтвердил существование проблемы недостаточного развития внимания у пятиклассников. С помощью исследования видно, над чем нужно работать и какие качества внимания нужно развивать у учащихся.

Для выбора экспериментального и контрольного класса были проанализированы результаты контрольной работы по теме «Обыкновенные дроби» (Приложение 10,11,12).

Данную работу в 5А классе на «5» написали 19% учащихся, на «4» - 42% учеников, на «3» - 31% учащихся, на «2» - 8% учащихся. в 5Б классе эту же работу ученики написали следующим образом: на «5» - 28%, на «4» - 36% учеников, на «3» - 24% учеников, на «2» - 12% учащихся.

Таким образом, оказалось, что оба класса по уровню развитию примерно одинаковые. По этой причине экспериментатором произвольно были выбраны экспериментальный - 5А и контрольный 5Б классы. На выбор также повлияла дисциплинированность учащихся 5А класса. Очень важен быстрый переход от игры к работе по теме урока, конечно, в дисциплинированном классе легче осуществлять этот переход.

Формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т.е. оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.

В таком эксперименте формирование и исследование становления и развития изучаемого свойства осуществляется в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия на учащихся, которые одновременно являются и испытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом эксперименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогнозируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.