Уровень
Показатели
Рецептивный
(начальный)
- выделение ключевых понятий;
формулировка определений объектов, участвующих в задаче, но неумение применить эти определения
Репродуктивный
(низкий)
- правильное определение расчетных формул, верный выбор алгоритма для стандартной задачи;
правильное произведение расчетов, применение выбранного алгоритма для стандартной задачи
Репродуктивно-
продуктивный
(средний)
- верная интерпретация результатов расчетов примененного алгоритма для стандартной задачи;
выбор оптимального способа решения или оптимизация
стандартного, исходя из условий стандартной задачи
Продуктивно-
репродуктивный
(достаточный)
- способность применять известные алгоритмы, приемы умственной деятельности в нестандартных ситуациях при решении эвристических задач 1 типа;
нахождение своего способа решения, отличного от известных;
самостоятельное осуществление поиска и отбора необходимой дополнительной информации для
эвристической задачи второго типа
Эвристический
(высокий)
- успешное решение эвристической задачи 1 типа;
успешное решение эвристической задачи 2 типа
Для проведения исследования взята методика "Изучение эвристического мышления на уроках математики" из учебника "Работа психолога в начальной школе" М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. Для исследования специально подготовлены тестовые бланки с рядами чисел, содержащие математические закономерности. Всего таких рядов предлагается 17.
Детям предлагается внимательно прочитать каждый ряд чисел и продолжить его таким образом, чтобы сохранилась содержащаяся в данном ряду закономерность. Для этого необходимо вписать еще два числа вместо точек в конце каждого ряда. Перед началом работы рассматривается вместе с детьми несколько примеров:
2 4 6 8 10 12 (14) (16)
10 9 8 7 6 5 (4) (3)
17 27 37 (4) (7)
Эксперимент проводился в групповой форме.
Каждый правильно продолженный ряд оценивался в один бал. Таким образом, максимально возможное количество баллов - 17. Уровень развития творческих элементов оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
высокий уровень" - творческие способности учащихся сформированы на хорошем уровне (14-17 баллов);
средний уровень - творческие способности учащихся сформированы частично (8-13 баллов);
низкий уровень - творческие способности учащихся не сформированы (1-7 баллов).
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты, которые были занесены в таблицу 1:
Таблица 1. Результаты исследования на констатирующем этапе
№
Фамилии учеников
Сумма баллов
1 уровень
2 уровень
3 уровень
1
Андреев И.
13
+
2
Григорьев Ю.
12
3
Голубева Д.
10
4
Дерябина П.
5
Колесников Е.
15
6
Лебедев В.
7
Люсько С.
8
Мельник С.
16
9
Мороз Н.
Островский Н.
11
Подоляк С.
Решетников Н.
14
Самсонова О.
Свичкаренко А.
Скосырских В.
Сухина Ю.
17
Убрянов С.
В ходе эксперимента, было выявлено 9 человек с низким уровнем сформированных творческих способностей и эвристического мышления, что составляет 52,10% от общего числа детей данного класса.
8 человек - со средним уровнем сформированных творческих способностей и эвристического мышления, что составляет 47,05% от общего числа детей данного класса.
Результаты высокого уровня отсутствуют.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали невысокий исходный уровень развития эвристического мышления у школьников. Это, на наш взгляд, обусловлено в значительной степени низкой результативностью традиционного подхода в преподавании математики, ориентированного в основном на репродуктивную деятельность. Было выявлено, что около 75% от общего числа исследуемых нами школьников имеют уровень развития эвристического мышления ниже репродуктивно-продуктивного и менее 10% достигли продуктивно-репродуктивного и эвристического уровней.
На следующем этапе мы реализовали условия использования эвристической технологии в образовательном процессе.
Творческие лаборатории
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7