Рефераты. Использование фольклора в патриотическом воспитании и развитие творческих способностей

p align="left">q Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий, необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Детское музыкальное творчество - это сочинения и импровизации, песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка - самовыражение.

Н. А Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, обогащают друг друга

Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме.

Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения, проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей; оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности, в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т.д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах Например, дается задание «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т.д.

Следует еще раз подчеркнуть, что все задания и упражнения проводятся в игровой форме, чтобы дети не ощущали ни малейшего насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно, непосредственно и были удовлетворены своими результатами.

Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах особенно, если музыкальные произведения народного характера, т. к. они просты в воспроизведении, мелодичны и красивы.

В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Для раскрытия творческих способностей, использую коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться творческие музыкальные способности у детей дошкольного возраста. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали.

1.3 Гипотеза исследования

«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (16.02.2001).

Закон РФ «Об образовании» обозначил задачей дошкольного образования «…развитие полноценной, разносторонней творчески активной личности…».

Исходя из социального запроса общества (отраженного в вышеназванных документах) в настоящее время становится весьма актуальной проблема патриотического воспитания детей и развитие их творческого потенциала, что послужило основанием для более широкого изучения народной педагогики, которая берет свое начало у К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. На основе наследия К.Д. Ушинского отечественная педагогическая наука рассматривала народную педагогику как соединение эмпирических педагогических знаний с опытом народных масс. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей.

Народная педагогика использовала для достижения своих целей:

фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки и т.п.);

народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни);

народный театр (Петрушка, скоморохи и т.п.);

изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т.д.);

быт и межличностные отношения в семье.

Таким образом, еще в 60-70 гг. XIX века народное творчество легло в основу русской педагогической системы, в том числе и дошкольного воспитания, и произошло соединение народной и теоретической педагогики.

Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта.

Считаю, что элементы народной педагоги (в выше обозначенном контексте) можно использовать в практике работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию.

Таким образом, цель исследования: установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования фольклора и его воспитательных возможностей в вопросах патриотического воспитания и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию.

2. Изучить особенности музыкального творчества детей дошкольного возраста с целью определения стратегии в применении фольклора в патриотическом воспитании и развитии творческих способностей.

3. Определить эффективность работы по использованию народного творчества как средства патриотического воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста

4. Разработать методические рекомендации для воспитателей, музыкальных руководителей и родителей по использованию воспитательных возможностей фольклора для развития творческих способностей и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние народного творчества на патриотическое воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Объект исследования - фольклор как средство воспитания и развития.

Субъект исследования: дети дошкольного возраста:

2004-05 уч. год - 1 младшая группа - 20 человек

средняя группа - 25 человек всего 67 человек

старшая группа - 22 человека

2005-06 уч. год - 2 младшая группа - 20 человек

старшая группа - 25 человек всего 67 чел.

подготовительная группа - 22 человека

Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей музыкального творчества у выделенной группы дошкольников посредством использования фольклора как одного из средств развития творческих способностей и патриотического воспитания.

Методы:

q диагностика показателей музыкального творчества: констатация и контрольный срез: восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, песенное творчество, танцевальное творчество, музыкально-игровое творчество, импровизационное музицирование;

q анализ полученных результатов

q выводы по цели исследования

2. Практическая часть

Результаты работы с детьми

Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Хотелось бы заметить, что работа по патриотическому воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

Считаю важным проведение своевременного мониторинга успехов воспитанников, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.

Если исходить из позиции, что развитие творческих способностей детей и их патриотическое воспитание - это составная часть всей работы музыкального руководителя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты музыкального развития детей.

Правда, существует при этом определенного рода формальность, т. к. результат - это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель музыкального развития творческих способностей и чувства патриотизма детей - это участие ребёнка (детей) в мероприятиях, в данном случае, в фольклорных праздниках, театрализованных действиях и т.д., в праздниках с социально-значимыми идеями.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.