Рефераты. Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников

p align="left">3. Дрезна (сходные - у Иванова, Электростали).

Этот герб рассказывает нам об основной профессии горожан… Центральная фигура на гербе - человек… Это девушка в русском костюме… Девушка - пряха… Она стоит и держит в руке веретено и нить.

4. Кузнецк (сходные - Электросталь, Вяртсиля). Этот герб тоже рассказывает нам об основной профессии жителей города… Профессия эта связана с металлом… На гербе мы можем увидеть наковальню… молот… Но фигуры кузнеца на нем нет.

5. Чебоксары (сходные - у городов Жуковский, Торжок).

Основной цвет герба этого города - голубой, цвет неба… В голубом небе изображено несколько летящих птиц… В верхней части герба - красивый узор.

2.6. Результаты эксперимента

Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и организовали календарно-обрядовые праздники: "Кузьма и Демьян", "Осенины", "Рождество", "Масленица". Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:

1. "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…" (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);

2. "Русские потешки";

3. "В гости к хозяюшке" (знакомство с загадками);

4. "Счастливая зыбка";

5. "Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай". И др.

На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки ("Рассказывание по скороговоркам"), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: "Делу - время, потехе - час", настраивающей детей на последующую работу.

Так, на занятии "Счастливая зыбка" знакомили с бытом и традициями русского народа. Детям предлагалось вспомнить ту кроватку, в которой каждый из них спит. Затем педагог начинал рассказ о том, что давным-давно у детей тоже были свои кроватки, но они очень отличались от современных и даже назывались по-другому: колыбелька, зыбка, люлька. Рассказ сопровождался показом иллюстраций с изображением детских кроваток. Объясняли, почему они так назывались. Потом детям говорилось о том, что в этих кроватках не просто качали малышей, а напевали им песню. Ребятам предлагалось подумать и сказать, как называется песня, которая исполнялась ребенку перед сном. Правильные ответы поощрялись. Затем педагог дал сам определение колыбельной песни, пытаясь вызвать интерес к ней. После рассказа предложили послушать колыбельную и самим исполнить любимые из них. Это занятие вызвало положительный эмоциональный отклик на эти песни, желание еще раз их услышать и запомнить. В дальнейшем в колыбельных песнях мы использовали образы, хорошо знакомые детям (образ кота) при обучении детей образованию однокоренных слов.

Конечно, когда мы стали петь колыбельные перед сном, старшие дошкольники отнеслись к их исполнению с некоторой иронией, заявив, что такие песни они слушать не станут, потому что не маленькие. И это, на наш взгляд, связано как раз с тем, что в воспитании детей в этом возрасте они мало используются. Однако в дальнейшем с не меньшим удовольствием, чем малыши, слушали эти песни, просили повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствовали используемый в колыбельных прием уменьшения и особая ритмическая организация, которые играют определенную роль в создании психологического комфорта.

В течение недели детям исполнялись две-три песни, которые детьми хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три песни, незнакомые им. Но о колыбельных песнях, прекрасно знакомых детям, не забывали, а исполняли в сочетании с новыми. Надо отметить, что интерес детей к колыбельным усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях. Мы предлагаем ряд текстов колыбельных песен, которые применялись в нашей работе, а также других геральдики.

Кроме того, была проведена консультация с родителями на тему "Баю-баюшки-баю…" (как укладывать ребенка спать). В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных геральдики для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в нашей работе.

Итак, геральдика в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала геральдики в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл (не было ни одного), средний балл - семеро детей (было шестеро), детей с низкой оценкой - трое (было четверо). В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются данные в начале эксперимента и после его завершения.

Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли дать анализ значения пословицы. Так, о пословице "Труд кормит, а лень портит" ребята говорят: "Тот, кто работает, тот трудится, того уважают"; "Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно"; "За труд ему платят деньги"; "Лень портит человека". Разбирая смысл пословицы "Май - холодный, год - хлеборобный", дети отвечают: "Большой урожай будет".

Также много называли других геральдики, смогли составить небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу "Как аукнется, так и откликнется" Ваня К. составил такой рассказ: "Мы нашли чужого щенка и взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-то может взять его, и тогда мы будем плакать". Мы видим, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически правильной форме.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию геральдики в социализации детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень социализации детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса социализации;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием геральдики не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- геральдика будут отобраны адекватно возрасту детей.

Заключение

Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами геральдики. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследо-вания рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогиче-ской науке, проанализировано особенности социализации старших дошкольни-ков и влияние геральдики на социализацию детей старшего дошко-льного возраста. Нами было дано определение малым формам фольклора, которое заключается в совокупности непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики социализации и наряду с основными методами и приемами социализации старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Во второй главе рассмотрены известные методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы, которые предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, по использованию геральдики в процессе патриотического воспитания старших дошкольников. Проследили динамику изменения уровня социализации в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию геральдики в социализации детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с народными праздниками переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.

Геральдика в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала геральдики в создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень социализации детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса социализации;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием геральдики не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- геральдика будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и социализации, подтвердилась.

Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, геральдика доступны их пониманию и осознанию. Использование геральдики в патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование геральдики в социализации детей вполне оправдывает себя.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика социализации и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. -400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Социализация дошкольников. -М.: Академия, 1999. -159с.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. -240с.

4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - М.: Просвещение, 1970. -148с.

6. Бородич А.М. Методика социализации детей. - М.: Просвещение, 1981. -255с.

7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1976. -178с.

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. -328с.

9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. -370с.

10. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.

11. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. -Барнаул: БГПУ, 2001. -С.128-133.

12. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов - будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. -Барнаул: БГПУ, 2000. -183с.

13. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.

14. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Мн.: Университетское, 1988. - 399с.

15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - Спб.: Акцидент, 1996. -205с.

16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. -144с.

17. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование геральдики // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 2001. -368с.

19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.

20. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972. -143с.

21. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

22. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: АСТ, 1997. -С.8-34.

23. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.

24. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

25. Мацкевич А.Я. Геральдика - дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. -С.46-60.

26. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. -239с.

27. Мухина В.С. Детская психология. -М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. -315с.

28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. -49с.

29. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -256с.

30. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

31. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. -М.: Просвещение, 1975. -368с.

32. Программа воспитания и обучения в детском саду. -М.: Просвещение, 1987. -191с.

33. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. -М.: Новая школа, 1995. -145с.

34. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. -М.: Новая школа, 1994. -158с.

35. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.

36. Социализацию детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984. -223с.

37. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

38. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.

39. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. -Владимир.: Академия, 1995. -185с.

40. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.176-185.

41. Сергеева Д. А как речь -то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

42. Соловьева О.И. Методика социализации и обучения родному языку в детском саду. -М.: Просвещение, 1966. -176с.

43. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

44. Тарасова Т. Мальчик - пальчик, где ты был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.

45. Тихеева Е.И. Социализацию детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981. -159с.

46. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. -78с.

47. Ушакова О. Социализацию детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

48. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня социализации детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

49. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. -М.: Детская литература, 1977. -32с.

50. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика социализации детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1977. -239с.

51. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.

52. Фольклор - музыка - театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. -М.: Владос, 1999. -214с.

53. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.

54. Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика, 1990. -384с.

55. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

56. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 1960. -348с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.