· раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
· осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
· самостоятельно критически мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.
Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
-- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
-- самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
-- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
-- использование тренинговых (тренировочных) программ;
-- использование диагностических и контролирующих материалов;
-- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
-- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
-- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
-- использование игровых и занимательных программ;
-- использование информационно-справочных программ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
-- графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
-- возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.
Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.
Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.
При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:
-- наличие соответствующих изучаемой теме программ;
-- количество компьютеризированных рабочих мест;
-- готовность учеников к работе с использованием компьютера;
-- возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.
Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:
· как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
· как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
· Как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).
Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
· создание уроков с использованием ИТ;
· творческая проектная работа учащихся;
· дистанционное обучение, конкурсы;
· библиотека, ресурсы Интернет;
· элективные курсы;
· социально - психологический мониторинг становления личности учащегося;
· творческое взаимодействие с педагогами.
Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива учебной деятельности, типа памяти, мышления.
Была проведена диагностика сформированности учебной деятельности классов, в которых я работаю.
По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:
· положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
· положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
· отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
· отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.
Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Но к какой бы группе не был отнесен ученик целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием компьютерных технологий очевидна (выборка из опросника) в таблице 1.
Таблица 1.
6 класс
10 класс
11 класс
1. Какой вид организации урока больше нравится ?
Обычный урок.
5%
2%
3%
Урок с компьютерной поддержкой
85%
93%
94%
2. Какой вид работы предпочитаете?
Работать с учителем.
47%
38%
42%
Работать в группе.
35%
17%
10%
Самостоятельно работать с программой.
18%
45%
48%
Как видно из представленной выборки, существенных различий в выборе вариантов ответа между классами нет. Если в младших классах преобладает скорее интерес, некая интрига, дух соревнования, то ученики старших классах руководствуются личными интересами, умениями, навыками работы.
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
· мультимедийные сценарии уроков;
· проверка знаний на уроке;
· подготовка к ЕГЭ (спецкурс)
· внеурочная деятельность
Мультимедийные сценарии уроков Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.
Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:
Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Страницы: 1, 2, 3