Рефераты. Использование игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

p align="left">1.3 Особенности физического развития детей с ДЦП

В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.

Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4-6 недель жизни.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.

При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.

Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.

У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.

У детей при удержании карандаша, руки наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение малая подвижность.

Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций.

Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется при подвижных играх. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

У дошкольников с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.

1.4 Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП

После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК, учителями, воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.

Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.

Как указывает К.А. Семенова, в своей работе, задачей ЛФК при лечении больного ДЦП является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция вертикальной позы, обучение ходьбе в новых условиях.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходилку, следят за положением туловища. Больной не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.

При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках, санаториях, курортах, интернатах, специализированных ДОУ. Решению этой задачи способствуют различные формы организации занятий физическими упражнениями.

С помощью разнообразных средств физического воспитания у детей формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в игровые и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения и игры систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.

О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).

Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).

Приведем некоторый набор упражнений:

Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

Положение "сидя". Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой - активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

Положение "сидя". Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

Авторами приводится еще ряд упражнений.

Для обучения письму большое значение имеет сгибание кисти и пальцев. Укладка в положении сидя, плечо свободно свисает вдоль туловища, предплечье согнуто под углом 90°, кисть фиксирована в сгибательной позиции, пальцы сжаты в кулак. После 2-3 минут укладки производят одновременное сгибание кисти и пальцев до первых признаков повышения мышечного тонуса.

1.5 Игра как средство коррекции двигательных нарушений дошкольников с ДЦП

Подвижная игра - специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании здорового ребенка, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.

Подвижная игра как средство коррекции обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный характер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чувства бодрости и энергии, от возможности дружеского общения в коллективной игре, от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу ребенка с детским церебральным параличом.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами) [Коротков, 1971; Страковская, 1978; Фонарев, 1969; Фонарев, Фонарева, 1981].

Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме [Гребешева и др., 1990].

Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.

Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты) [Семенова, 1988; Страковская, 1987; Фонарев, Фонарева, 1981].

В подвижных играх с элементами соревнования, как и в спорте, формируются выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу.

Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания (натуживание). Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игр, которая вызывает у занимающихся положительные эмоции [Семенова, 1976; Страковская, 1978; Фонарев, Фонарева, 1981].

В литературе имеются многочисленные данные о положительном влиянии подвижных игр на организм здорового человека [см. например, Левченко, 1991]. Однако их воздействие на состояние больных детей, методика игр с такой категорией больных ДЦП, изучены недостаточно.

Некоторые авторы [Апарин, Платонова, 1983; Исанова, 1993; Лебединский, Спиваковская, 1973; Пилюгина, 1983; Полеся, Петренко, 1980; Страковская, 1994] отмечали успешное использование подвижных игр при отдельных заболеваниях, например, опорно-двигательного аппарата (травмы, нарушения осанки, сколиозы), при инфекционном полиартрите и ряда других заболеваний.

В зарубежной литературе имеются монографии [Austin, 1978; Steadward R.D., C. Walsh, 1986], разделы которых посвящены использованию подвижных игр при заболеваниях у детей, а также отдельные статьи [Decocg, 1974; Paul, 1987; The play of children..., 1981] по этому вопросу. В этих работах отмечается положительное лечебное действие игр на детей с нарушениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. На хорошую динамику состояния детей при церебральных параличах в результате использования подвижных игр указывают J. Beckwith и J.L. Frost [1985].

В последнее время в общем комплексе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с детским церебральным параличом все большее внимание уделяют игровой деятельности, как элементу коррекции и социальной адаптации.

При проведении подвижных игр с дошкольниками с ДЦП главная задача состоит в содействии вертикализации тела ребенка, его подвижности, совершенствование мелкой моторики рук. Важное условие решения этой задачи - расслабление спастически сокращенных мышц и укрепление ослабленных, растянутых мышц. Подвижные игры особенно важны и привлекательны для больных детей тем, что специально направленными упражнениями оказывают на их организм трофическое влияние, способствующее восстановлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необходимости содействуют формированию компенсации, способствуют улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушенной осанки.

Последующее усложнение игры (направленное на более совершенную технику движения, подвижность нервно-мышечного аппарата, высокую степень координации и мышечного напряжения) ведет к тому, что ребенок в силу большого эмоционального напряжения делает максимальное волевое движение, а отсюда - значительно большая возможность упрочения производимого движения и перехода его в полуавтоматизированное. Подобным же влиянием обладают и игры-эстафеты.

Сложная взаимосвязь между стремлением к выполнению условий той или иной игры, с которым связано чувство собственного успеха, самоутверждения в коллективе и напряженностью положительных эмоциональных реакций приводят к тому, что во время индивидуальных занятий физическими упражнениями и другими формами коррекции, ребенок с церебральным параличом работает с большей активностью над становлением движений.

Нередко под влиянием эмоционального фактора - стремления к успешному участию в игре - ребенок значительно более правильно производит то движение, выполнить которое или скорректировать движение, производившееся недостаточно правильно или же не в полном объеме, не удается ему во время индивидуальных занятий или в процессе других видов деятельности.

Изучив литературу по данной проблеме, приходим к выводу, что систематическое использование игровых методов при проведении ЛФК и других видов занятий позволяет добиться хороших результатов в улучшении двигательных навыков.

1.6 Использование методов кондуктивной педагогики в коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП

В отличие, от сложившегося медицинского подхода система предусматривает использование потенциала индивидуального развития, стимулирующего преодоление ребенком своих ограниченных возможностей. Данный подход не исключает медицинские меры профилактико-диагностического контроля за ребенком, а также в исключительных случаях (после 4-5 летнего возраста) хирургического вмешательства с целью преодоления отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата. Система социально - педагогической реабилитации сложилась и получила признание как кондуктивная педагогика в Венгерской Республике.

Кондуктивная педагогика была разработана в 1945-1967 гг. венгерским врачом и педагогом проф. Андрашем Петё. В последствии она получила развитие в трудах его ученицы и коллеги профессора Марии Хари.

Кондуктивная педагогика изучает теорию и практику развития, воспитания и обучения, а также вопросы абилитации и реабилитации детей, имеющих церебральный паралич. Кондуктивная педагогика рассматривает ребенка как личность в целом, используя в работе с ним системный подход, стремиться ввести и применить реабилитационные мероприятия во все виды деятельности в процессе всего дня.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.