Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры - симуляторы. Они, как правило, не продолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей.
Оптимальный уровень сложности игры можно определить, наблюдая за реакцией детей в ходе выполнения игровых действий. Если ребенок перевозбужден, то следует снизить уровень сложности или вообще сменить игру на другой тип. Если ребенок стал излишне нетерпелив - повысьте уровень сложности.
По времени игра для дошкольников не должна превышать 10-15 минут. Либо должна предусматривать запись промежуточных результатов работы с последующей возможностью ее продолжения.
Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной работы детей и взрослых. Особенно важно играть совместно при первичном ознакомлении ребенка с игрой.
При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним. Педагогам следует помнить, что в младшем школьном возрасте главная задача - воспитание психологической готовности к применению ПК и создание чувства комфортности в процессе работы. Младший школьный возраст самый обучаемый; знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, становятся основой и средством всей последующей познавательной деятельности. Таким образом, именно в этом возрасте необходимо формировать культуру использования компьютерных игр в жизни современного человека.
3 Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся
Формировать мышление лучше всего в ходе решения задач, когда учащийся сам наталкивается на проблемы и вопросы, формулирует их и находит ответы и решения, преодолевая возникающие трудности. Задача учителя -- подготовить ученика к этому, научить его приемам умственной деятельности.
Графический редактор предоставляет неограниченные возможности составления системы разнообразных заданий.
Каждое задание сопровождается небольшим вступлением (рассказом или сказкой) и оригинальным рисунком (файлом). Красивые картинки и яркие образы вызывают дополнительный интерес к задаче.
Все предлагаемые нами задания на логику условно можно разделить на две группы: логические задачи, в которых используются теоретико-множественные операции и отношения, и логические задачи более широкого спектра, связанные с развитием пространственного воображения, внимания, мышления в целом и т. д.
Первая группа заданий
С помощью заданий первой группы учащимся можно объяснить точный смысл логических связок «или», «и», «не» и понятий «хотя бы», «все», «тогда и только тогда, когда ...», «если ..., то ...».
Каждое задание снабжено своей картинкой и имеет четыре варианта карточек разного уровня сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. В данной работе основной пример проиллюстрирован одной картинкой и ко всем заданиям дано по одному варианту карточек.
Задание 1. Впервые на арене.
В воскресенье мальчик Андрюша ходил в цирк. Больше всего ему
понравилось выступление морских львов. Они подкидывали мячи и удерживали их на кончике носа. Когда Андрюша пришел домой, то нарисовал картинку:
зеленая желтая синяя красная
тумба тумба тумба тумба
Комментарий. Перед выполнением задания следует обратить внимание учащихся на то, что в первом условии перечислены все цвета, которые имеют мячи. Следовательно, так как надо раскрасить четыре объекта и даны четыре разных цвета (в заданиях 1.1 и 1.2), причем в перечислении использован союз «и», то это значит, что на рисунке должен быть мяч каждого из названных цветов. В этом же условии содержится утверждение о том, что не было двух мячей одного цвета.
Задание 1.1. Логическая операция «не».
Дорисуй мячи морским львам, если:
мячи были красного, синего, желтого и зеленого цветов;
не было ни одного льва, у которого цвет мяча совпадал с цветом тумбы;
у льва, сидящего на зеленой тумбе, не было ни желтого, ни красного мяча;
у льва напрасной тумбе не было зеленого мяча;
у льва на желтой тумбе не было красного мяча.
Ответ*. Мяч/тумба: с/з, з/ж, к/с, ж/к.
Задание 1.2. Логическая связка «и».
у любого льва цвет тумбы и мяча не совпадал;
у львов, сидящих на красной и синей тумбах, были синий и желтый мячи.
Ответ. Мяч/тумба: к/з, з/ж, ж/с, с/к.
Задание 1.3. Логическая связка «или».
мячи были красного, желтого и зеленого цветов;
у льва на желтой тумбе был красный или зеленый мяч;
у льва на красной тумбе был желтый или зеленый мяч;
у льва на красной тумбе был зеленый или красный мяч;
лев с красным мячом выступал на синей или желтой тумбе;
лев с желтым мячом выступал на зеленой или желтой тумбе;
на синей тумбе выступал лев с желтым или синим мячом.
Ответ. Мяч/тумба: ж/з, к/ж, ж/с, з/к.
Комментарий. Постепенно усложняя задания, можно перейти к решению задач, требующих более сложных рассуждений. Например, к рассмотренной выше картинке можно привести задание, в котором учащийся должен самостоятельно построить отрицания к некоторым высказываниям. Перед выполнением этого задания надо разобрать, кто из морских львов смотрит в одну сторону.
Задание 1.4.
Истина
Ложь
Мячи были зеленого, красного, синего и желтого цветов
Есть львы, мячи у которых того же цвета, что и тумбы
У двух морских львов, сидящих на соседних тумбах, были зеленый и желтый мячи
Лев на красной тумбе смотрит в ту же сторону, что и лев с зеленым мячом
Тот лев, у которого желтый мяч, сидит рядом с красной тумбой
Хотя бы один мяч был разноцветным
Приведем еще несколько примеров заданий от простых (задания 2, 3) до более сложных (4--6).
Задание 2. Три снеговика.
Раскрась шапочки и шарфики снеговикам так, чтобы количество шапочек и шарфиков разного цвета соответствовало данным в таблице, а цвет шапочки и шарфика у любого из снеговиков не совпадал.
Задание 3. Разыскивается опасный преступник.
По делу об ограблении киоска было 9 подозреваемых. После опроса свидетелей было выяснено:
у преступника не было лысины;
на лице у преступника не было пластыря;
у преступника были усы. Найди преступника.
Ответ. Фото преступника -- в 1-й строке, 1-м столбце.
Медвежата катались на коньках. На них были одноцветные свитера и
шапочки четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. Раскрась шапочки и свитера, если:
на любом медвежонке шапка и свитер были разного цвета;
если медвежонок в желтой шапке повернется, то ему навстречу будут ехать медвежата в зеленой и синей шапках;
если медвежонок в синем свитере развернется, то все поедут в одну сторону;
если медвежата в красной и желтой шапках поменяются шапками, то только у одного медвежонка совпадут цвета шапки и свитера;
если медвежонок в зеленой шапке обернется, то он никого не увидит.
Ответ. Шапка/свитер: з/ж, с/з, к/с, ж/к.
Задание 5. Встаньте, гномы, встаньте в круг...
Курточки гномов (от гнома с палкой по часовой стрелке): темно-зеленая, красная, желтая, светло-зеленая.
На день рождения гному в красном колпачке Белоснежка испекла торт. Раскрась гномам колпачки согласно условиям, и ты узнаешь, кто именинник:
слева от гнома в красном колпачке стоит гном с палкой;
гном в желтом колпачке стоит между гномами в синем и зеленом колпаках;
гном в синем колпачке стоит справа от гнома в желтом колпачке.
Ответ. От гнома с палкой по часовой стрелке: с, ж, з, к.
Комментарий. Трудность данного задания заключается в том, что слова «между», «справа от», «слева от» относятся к объектам, расположенным по кругу. Поэтому перед выполнением задания рекомендуется провести с учащимися беседу:
Как стоят гномы относительно друг друга? (По кругу.)
Какой гном с палкой? (В темно-зеленой курточке.)
О каком гноме можно сказать, что он стоит между гномом с палкой и гномом в желтой курточке? (Таких гномов два: в красной курточке и светло-зеленой курточке.)
В какой руке гном держит палку? (В левой.)
Кто стоит слева от гнома с палкой? (Гном в красной курточке.)
Кто стоит справа от гнома в красной курточке? (Гном с палкой.)
Вторая группа заданий
Задание 1. Приглашение на праздник.
Обойди все клетки, не заходя дважды в одну и ту же клетку и в клетки с утками.
Ответ. Начать надо с верхнего правого угла, а затем перемещаться вниз--вниз-- влево--вверх--влево--вверх--влево--влево--вниз--вправо--вниз.
Задание 2. Океанская чехарда.
На дне синего-синего океана жил да был осьминог Митя. Однажды он нашел коробку, в которой лежало 8 карандашей: красный, синий, фиолетовый, темно-зеленый, светло-зеленый, коричневый и два желтых. Вдруг откуда ни возьмись появились головастики. Сколько их было? (8.) Взяв в каждую ножку по карандашу, осьминожка раскрасил сразу всех головастиков. Но головастики не прекратили вертеться вокруг него, и на шести из них краска смылась. Помоги Мите восстановить цвета головастиков.
Комментарий. На рисунке раскрашены все карандаши и два головастика. Дети, пользуясь инструментом «валик», закрашивают только серых головастиков. Правильным считается решение, при котором порядок следования цветов на головастиках совпадает с порядком следования цветов карандашей.
Задание 3. Треугольники.
Разделите треугольник:
тремя прямыми линиями на 4 равные части;
тремя прямыми линиями на 6 равных частей;
двумя прямыми линиями на 4 части;
тремя прямыми линиями на 3 равные части;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5