Рефераты. Использование интерактивных методов обучения русскому языку

Использование интерактивных методов обучения русскому языку

4

Использование интерактивных методов обучения русскому языку

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы интерактивных методов обучения

1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе

1.2 Технология интерактивного обучения

1.3 Формы и методы интерактивного обучения

2. Использование интерактивных методов обучения русскому языку

2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий обучения

2.2 Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

2.3 Возможности использования интерактивной доски в начальной школе

3. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивных методов, применяемых на уроках русского языка в начальной школе

3.1 Эксперимент по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке русского языка в 4 классе

3.2 Описание формирующего этапа эксперимента

3.3 Результаты эксперимента

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.

Актуальная значимость данной темы дипломной работы заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние ("постиндустриальная", или "информационная", культура приходит на смену "индустриальной"). Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. В предложениях по модернизации образования на современном этапе, которые были озвучены Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым, наряду с первоочередными задачами: особое место занимает информатизация образования. Информатизация образования -- процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми [1].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Задачи исследования:

- проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;

- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;

- разработать условия организации технологии интерактивного обучения русскому языку;

- апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку как иностранному посредством включения в целостный педагогический процесс.

Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку в начальной школе.

Предметом исследования - процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.

Новизна темы дипломной работы заключается в практическом применении на уроках русского языка методов и приёмов интерактивного обучения.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

- активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;

- педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

Методологической и теоретической основой исследования стали:

- труды в области дидактики, психологии, методики начального образования в школе;

- программы по изучению русского языка общеобразовательных учебных заведений;

- исследования по проблемам развития познавательных интересов;

Основными методами исследования явились:

- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

- анализ содержания различного дидактического материала;

- наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.

- педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых интерактивных материалов на уроке русского языка.

Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе дипломной работы подробно изложен теоретический материал по теоретическим основам интерактивных методов обучения.

Вторая глава посвящена описанию использования интерактивных методов обучения русскому языку. Особое внимание уделено использованию информационно-коммуникативных технологий обучения и возможностям использования интерактивной доски в начальной школе.

В третьей главе дипломной работы описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке русского языка на базе 4 «А» и 4 «Б» классов Шиелинской средней школы Энбекшильдерского района Акмолинской области.

Заключение содержит обобщающие выводы по проделанной работе.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе

Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

- постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

- выбора различных способов деятельности для достижения результата;

- развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

- развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

- мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

- уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.

Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении.

Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

Необходима серьезная разработка методической системы обучения учащихся информатике и современным информационным технологиям, в первую очередь разработка и совершенствование форм и методов обучения. Необходима направленность на продуктивное усвоение школьниками системы ведущих знаний, на эффективное воспитание и развитие школьников. Существующая в школах методика должна отражать идейно-философскую сторону обучения, мировоззренческий аспект, воспитательные возможности и образовательные ценности. Функции информатики связаны с раскрытием роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе, с формированием навыков использования компьютеров как специфического средства решения учебных задач, реализацией задач профессиональной ориентации школьников.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.