|
От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками.
Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя, но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.
С использованием КОП, с одной стороны, обучаемые получают возможность работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к. обучаемый получает большую свободу в выборе решений, в ходе процесса обучения присутствует элемент соревнования с ПК и т. д.
С другой стороны, такая индивидуализация обучения накладывает свой отпечаток на работу преподавателя. Преподаватель рискует оказаться либо в роли "челнока", снующего между обучаемыми, либо в роли "столпа Вселенной", к которому обучаемые должны ходить по одному или небольшими группами (23-5). При любом из этих вариантов преподаватель лишен возможности активно влиять на процесс обучения и реально оценивать уровень подготовки обучаемых, т. к. он не имеет возможности контролировать в динамике протекание процесса обучения хотя бы у большинства.
Отсюда возникает проблема организации учебного процесса, которая облегчила бы взаимодействие преподавателя с обучаемыми без снижения эффективности процесса обучения.
В большинстве публикаций авторы рекомендуют разбить учебный процесс в компьютерных классах на 2 этапа:
1) усвоение теоретического материала,
2) применение теоретических знаний на практике.
На первом этапе главным действующим лицом является преподаватель. Традиционными инструментами в процессе передачи знаний являются доска и мел. Скорость передачи невысока. В этом случае хорошим решением является применение демонстрационного оборудования. Это может быть привычное проекционное устройство для работы со слайдами или прозрачными пленками, а также устройства, которые позволяют либо проецировать изображение с компьютера на экран, либо выводить изображение с компьютера на телевизор с большей диагональю.
Такое оборудование позволяет не только наглядно объяснить теорию, но и показать практическое ее воплощение в виде обучающей компьютерной программы, что влечет за собой увеличение скорости информационного потока в системе "преподаватель - обучаемый" и существенное повышение прочности усвоения.
На втором этапе преподавателю отводится роль НАБЛЮДАТЕЛЯ и КОНСУЛЬТАНТА. Преподаватель может со своего компьютера наблюдать за ходом работы обучаемых. Он может просматривать и, при необходимости оперативного вмешательства, может со своего ПК эмулировать (воспроизводить) управление клавиатурой и мышью обучаемого. Во время работы обе стороны могут обмениваться друг с другом сообщениями, а при наличии средств мультимедиа, таких, как видеокамера, микрофон и наушники - вести живой диалог.
И, наконец, еще один момент, наиболее трудный и тревожный в психологическом плане - к о н т р о л ь . . .
Контроль в компьютерных системах обучения обычно складывается из проверок трех уровней:
текущих (по шагам обучения),
промежуточных (контрольные работы),
итоговой (экзамен, зачет).
Эффективность реализации контролирующей функции во многом связана с формой ввода и анализа ответов, т. е. с формами организации диалога. Качество контроля во многом зависит и от возможности диагностирования причин ошибок. При этом преподавателю во многом может помочь рациональное структурирование материала.
Корректирующая функция реализуется с помощью быстрой обратной связи между обучаемым и обучающей системой (преподаватель + ПК). Корректирующая информация для обучаемого должна подбираться таким образом, чтобы заинтересовать его в дальнейшем обучении, дать почувствовать ему, что преподаватель и ЭВМ понимают каждое его действие и являются его надежными помощниками в процессе обучения. Особую роль при этом играет пояснение. Оно является поощрением за правильный ответ, помощью и подсказкой при типовой ошибке или неопознанном ответе, указанием-инструкцией в случае грубой ошибки.
2.4 Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса.
Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сферах привели к появлению новой области психологической науки - психологии компьютеризации.
Ее предмет - порождение, функционирование и структура психологического отражения в процессе деятельности, связанной с содержанием и использованием компьютерной техники и ее программного обеспечения. Роль компьютера в учебном процессе абсолютизируется, подчас высказывается мнение, что компьютер может полностью заменить учителя, и что это ведет к полному отмиранию традиционных форм организации обучения и даже самой школы (альтернативный вариант - заочное обучение с помощью компьютера); имеющиеся учебные программы нередко реализуют опорные с научной точки зрения представления о процессе обучения; основное внимание уделяется демонстрации возможностей компьютера, тиражированию программ, расширению сервисных возможностей, снижению стоимости ПК и т. д.
Проблемы компьютеризации обучения можно рассмотреть со стороны объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы.
К этой группе проблем можно отнести:
недостаток необходимого комфорта при работе с ПК (жесткая привязанность к месту, рабочей позе и размеру экрана). В настоящее время это недостаток компенсируется использованием портативных ПК и применением настольных плоских жидкокристаллических мониторов, но пока что распространению этих технологий препятствует их высокая цена;
привязанность к неизменяемому размеру экрана вызывает неудовлетворенность эстетического порядка (впечатление от крупного изображения значительно сильнее и ярче, чем от стандартной 14-17 дюймовой картинки);
восприятие текста с экрана не дает возможности охватить взглядом всю страницу полностью, а иногда - даже строку, и вынуждает при чтении постоянно передвигать экран вверх-вниз и вправо-влево;
не всех пользователей устраивает типичный фон текстового поля (ярко-белый или густо-синий).
отрицательное воздействие на "взаимоотношения" человека с ПК может оказывать подсознательно воспринимаемый фактор техницизма, т. е. понимание того, что человек имеет дело с машиной, а не с изделием другого живого человека;
несколько легковесное отношение к компьютерной продукции может вызывать понимание поразительной легкости процедур копирования и тиражирования компьютерной продукции, в данном случае ценность представляемой информации путается в сознании пользователя с себестоимостью ее носителя (дискета) и процедурой изготовления копий.
В противовес перечисленным недостаткам можно отметить следующие моменты работы с ПК, которые обычно расцениваются как положительные:
понимание документальности, точности фиксации изображаемых явлений; кажущаяся "досягаемость" первоисточников, вызывающая у зрителя своеобразный эффект личной причастности к изображаемому;
практическую доступность культурно-художественной информации любого региона и понимание своей собственной, личной причастности к глобальному общечеловеческому художественному наследию;
удобство манипулирования изображениями, возможность их перегруппировки, произвольной компоновки и технического редактирования.
Влияние приведенных ранее отрицательных факторов в какой-то мере ослабляется повышенным интересом, который может вызвать та или иная конкретная программа.
Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.
Так, психология не проводила специальных исследований по восприятию специфических экранных цветов, имеющих, в силу устройства монитора, сильное внутренне свечение. Получаемые при этом яркость красок и богатство цветовой палитры во многих случаях превосходят такие же показатели реальных красок на бумаге или холсте, однако, так ли это хорошо? Каким образом это отражается на физиологии зрительного восприятия и эстетических реакциях, нам фактически еще не известно.
Одной из немаловажных для работы с ПК психологических проблем является проблема возрастов. Дело в том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять (что неизбежно случиться при компьютеризации их работы).
Научные проблемы психологического порядка, как правило, тесно переплетаются с общепедагогическими, образуя достаточно четко сформированные группы.
Первая группа психолого-педагогических проблем связана с разработкой теоретических основ обучения:
Необходимость решения теоретических вопросов не всеми осознается; нередко в основе обучающих программ лежит личный опыт преподавателя, интуитивные представления и эвристические принципы, которые оказываются малоэффективными. Однако анализ общего состояния вопроса показывает, что существует настоятельная необходимость именно в разработке научной теории образования. Эмпирический путь внедрения компьютера в практику школы должен быть, наконец, отвергнут как неэффективный.
Важно не только привлекать к составлению таких программ преподавателей- предметников, методистов, педагогов и психологов, но и вооружить их действенной теорией. Т. е. необходимо не только усвоение уже известного в области компьютерного обучения, но и исследование фундаментальных проблем, получение новых знаний, связанных со спецификой психологических механизмов учения, обучающих воздействий, структуры способа управления учебной деятельностью в условиях компьютеризации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.