Рефераты. Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием

p align="left">2. Черты общего поведения (возбужденность, вялость).

Мы предполагаем, что дети с низким уровнем тяжести заикания должны уметь выполнять серийные действия, без промедления переключаться с одного вида движений на другой, следовать инструкции, отличаться повышенной работоспособностью, уметь сдерживать себя, общаться как со взрослыми, так и с детьми. К детям с высоким уровнем тяжести заикании мы отнесли тех, кто не умеет вслушиваться в инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигналы, не умеет выполнять серийные действия, сдерживать себя, обладает повышенной возбудимостью и импульсивностью.

Все промежуточные результаты мы отнесли к среднему уровню.

Наглядно данный критериально-оценочный аппарат может выглядеть следующим образом:

Таблица 1

Критериально-оценочный аппарат

Критерии

Показатели тяжести заикания

высокий

средний

низкий

действенный

Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в

Выполнение 2-3 действий в определенной

Наблюдательность, умение повторять ряд действий (более 4) в определенной последовательности,

Продолжение таблицы 1

действенный

инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигнал, неумение выполнять серийные задания, неумение переключаться с одного вида движений на другой, быстрая истощаемость, темп речи быстрый

последовательности, умение вслушиваться в инструкцию и следовать ей, умение переключаться с одного движения на другое с 5 сек. паузой.

умение без промедления переключаться с одного вида движения на другой, умение замечать допущенный самим и товарищами отступления от инструкции и показа педагогом, сличать одно с другим, повышенная работоспособность, темп речи умеренный, плавный, правильное употребление пауз в процессе речевого высказывания

эмоционально-чувственный

Повышенная импульсивность, неумение сдерживать себя, отказ от общения

Общение только со знакомыми людьми

Умение сдерживать себя, общение со знакомыми и не знакомыми взрослыми и детьми

То сильная возбужденность без повода, то вялость и апатия

Возбужденность и волнение проявляется в незнакомой об-становке, во время подвижных и театрализован-ных игр

Волнение возникает при чтении текста наизусть, при публичных выступлениях

База эксперимента - специальная коррекционная школа - интернат 8 вида для умственно отсталых детей № 37.

В эксперименте принял участие один ребенок, страдающий заиканием. Нами были использованы следующие методы диагностики: беседы, наблюдения: в повседневной жизни, на занятиях и прогулке.

Результаты проведенного обследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты обследования

И.Ф. ребенка

критерии

итого

действенный

эмоционально-чувственный

показатели

Сережа Т.

С

С

С

С

Анализ результатов обследования дал возможность определить уровень тяжести заикания - средний.

Сережа может выполнять только 2 действия в определенной последовательности. При переключении с одного движения на другое он теряется или переключается с очень длительным обдумыванием. Он предпочитает общение только со знакомыми людьми, в противном случае отказывается от общения. Присутствие группы людей или ответственное выступление ухудшают речь ребенка. У мальчика наблюдается волнение по поводу произнесения трудных слов, неуверенность в своих силах, а речевые неудачи сопровождаются общей скованностью, большим количеством запинок. Речь Сережи ситуативная, темп несколько замедлен, не соблюдает пунктуацию.

Из полученных данных результатов видно, что с данным ребенком требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня заикания.

2.2 Устранение заикания у детей с помощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике

Учитывая результаты, полученные в процессе экспериментального исследования, мы организовали коррекционную работу, направленную на преодоление выявленных трудностей.

Свою работу мы проводили совместно с логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем.

Одной из задач музыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, характером музыки, динамикой, регистрами, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии с музыкальными фразами. В плане коррекции заикания мы ставили задачу - развитие внимания, формирование черт общего и речевого поведения через применение коррекционно-воспитательных упражнений.

Так, большое место на занятиях мы отводили упражнениям воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Мы использовали такие приемы, как показ, сопровождаемый словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.

Все упражнения мы выполняли под музыку, причем подбирали музыку таким образом, чтобы была яркая смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так как именно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движения на другое.

В своей работе мы использовали еще и упражнения на передачу акцента как средства выразительности, как сигнал к окончанию музыкального отрывка и выполнению соответствующей инструкции (например, остановки).

И так как Сережа очень медленно устанавливает связь между движением и изменением музыкального сигнала, то есть он часть продолжает движение после сигнала, требующего остановки, мы использовали с ним в работе упражнения такие как «Передача мяча под музыку», «Передача флажка под музыку», «Движение по кругу» и другие (Приложение 1).

В начале коррекционного курса эти упражнения с трудом давались Сереже. Он продолжал движение даже после остановки музыки. И поэтому мы пришли к выводу о необходимости выполнять данные упражнения под более медленную музыку. И только постепенно, когда у мальчика стало получаться, мы ускорили темп. Затем в качестве усложнения мы включали упражнения, в которых количество сигналов увеличивается, а движения каждый раз заменяются новыми. Это такие как «Стройте круг» и другие. Наиболее сложным для Сережи было упражнение «Выворачивание круга», особенно когда на 2 часть музыки необходимо было бежать в противоположные стороны по кругу, где внимание ребенка должно быть направлено на резкое изменение ритма, темпа и характера музыкального сопровождения.

Когда мы приступили к выполнению упражнений, в основе которых лежит переключение с одного движения на другое мы столкнулись с тем, что Сережа недостаточно четко дифференцирует близкие по темпу музыкальные отрывки, поэтому мы, сначала включали упражнения, состоящие из контрастных движений, например ходьба и бег. Этим двум движением соответствуют и две противоположные по темпу мелодии: ходьба сопровождается маршем, бег - музыкой в быстром темпе. Сначала мы проиграли эти мелодии, затем выполнили под них оба движения - бег и ходьбу. Сереже постоянно необходимо было побуждение к внимательному и четкому выполнению задания. Как только мальчик стал выполнять задание без чьей-либо помощи и подсказки, мы перешли к упражнениям на переключаемость, состоящих из трех движений. Здесь работа шла следующим образом: сначала давали два знакомых движения и одно новое. Прослушивали три музыкальных отрывка и просили ребенка, объяснить какие движения нужно выполнять и в какой последовательности. А только затем приступали к выполнению. Последовательность отрывков от занятия к занятию меняли.

Особо следует отметить работу с мальчиком с использованием упражнений, которые формируют умение создавать замысел, предвосхищать серию движений. Эти упражнения очень сложные и требуют определенного опыта и навыка. В этих упражнениях необходимо самостоятельно продумать и показать действия, а затем снова воспроизвести в первоначальной последовательности. Количество действий 3-5. В этих упражнениях Сережа не мог придумать больше трех движений. Нам приходилось стимулировать его, предлагая придумывать вместе. Только спустя 5-6 занятий Сережа смог самостоятельно придумать упражнение, состоящее из четырех движений.

На протяжении всей работы мы постоянно подбадривали его, создавали ситуацию успеха. И все упражнения проводились с Сережей в порядке возрастающей сложности.

Мы стали замечать, что у Сережи произошли незначительные изменения: он стал более сдержанным, общительным, перестал бояться новых людей и чаще идет с ними на контакт.

Для того чтобы выяснить была ли наша работа эффективной мы организовали повторное экспериментальное обследование.

2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента

С целью выявления эффективности проводимой работы нами были использованы те же самые методы диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты контрольного эксперимента

И.Ф. ребенка

критерии

итого

действенный

эмоционально-чувственный

показатели

Сережа Т.

С

Н

С

С

Нам не удалось устранить полностью заикание у ребенка, так как эффективность преодоления заикания во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. И особо велика здесь роль логопеда. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющем в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами способствовать эффективности логопедического воздействия. В нашем случае работа логопеда не была систематической и целенаправленной, так как менялись люди.

Проанализировав и обобщив результаты, полученные в процессе контрольного и сравнивая их с результатами констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая нами, с использованием коррекционно-воспитательных упражнений дала свои результаты. Это проявилось в небольшой положительной динамике: Сережа перестал бояться новых людей, в общении более сдержанный, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев, хотя он по-прежнему продолжает оставаться на среднем уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.