Рефераты. Использование лепки на уроках изобразительного искусства

p align="left"> Глава 2. Особенности изучения лепки в начальной школе

2.1 Анализ программ по изобразительному искусству

Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, систематическое развитие пространственного воображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественной деятельности. Каждая действующая программа показывает, c помощью каких задач можно достигнуть вышеназванных целей обучения изобразительному искусству. Следует отметить, что по поводу общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения. Одна из основных задач обучения изобразительной деятельности -- искать не отдельные точки соприкосновения c ребенком, a стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект которой находятся в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, c активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый мир.

В работе проанализированы некоторые из программ, разработанных разными авторами для начальной школы.

Чаще всего учителями в начальной школе используется программа «Изобразительное искусство». Авторами действующей в настоящее время программы являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.

Согласно этой программе, лепка посредством образного отражения предметов и явлений действительности помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои творческие способности.

В данной программе уроков по лепке из глины и пластилина очень мало. Знакомство детей с пластичными материалами начинается со 2 класса. Данной теме уделено всего 3 урока: «Осенние подарки природы» (Лепка с натуры фруктов и овощей. Жанр натюрморта.), «Друзья детства» (Лепка с натуры животного. Анатомия, пропорции. Характер животного. Жанр анималистики.), «Мы любим спорт» (Лепка фигуры человека в движении, пропорции тела человека.).

На первом уроке дети лепят с натуры с использованием натурных моделей - фрукты, овощи, муляжи. Основными задачами урока является:

- познакомить с жанром натюрморта. Знакомство с натюрмортами известных художников с изображением фруктов;

- закрепить умения работы с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов;

- развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания;

- воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

На 2 занятии дети лепят из пластилина животных по памяти (заяц, лиса, кот, собака, медведь, лошадь). Задачи урока:

-дать представления об особенностях работы над изображением в объеме разными материалами;

- познакомить с анималистическим жанром;

- развить наблюдательность, внимание к природе, творческие способности;

На 3 уроке дети лепят фигуру человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры. Основные задачи:

- развить умение уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме;

- развить образное видение;

- развить умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру, совмещать в одно целое детали;

- развить повышенную эмоциональность, впечатлительность, творческий склад ума, воображения, ассоциативного мышления;

- развить умение работать с пластилином, понятие о работе скульптора;

- развить умение найти координационные точки фигуры;

- усвоить примерное соотношение масс частей тела.

В 3 классе учителя продолжают развивать у учащихся умение лепить при помощи предметов декоративно прикладного искусства («Лепка из пластилина дымковских коней».). На этом уроке дети знакомятся с дымковской глиняной игрушкой, развивают и укрепляют мелкие мышцы руки.

К концу курса обучения по этой программе дети должны уметь работать с глиной и пластилином и знать элементы лепки.

Отличительная черта курса: тематически-поурочный принцип планирования учебного материала.

Еще одной из авторских программ, наиболее часто используемых в начальной школе, является программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая была разработана в 1970-1975 годах в НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне НИИ художественного образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель - народный художник России академик Неменский Б.М.

Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках (учебных комплектах) для I--IV классов начальной школы, написанных по данной программе.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе -- это основа общего художественного развития ребенка. Если миновать этот этап познания искусства, художественное развитие неминуемо окажется ущербным. В I--IV классах закладывается фундамент -- основы художественных представлений. Каждый учебный год в этой системе является незаменимой ступенью целостного художественного развития и призван обеспечивать поэтапное, постепенное погружение ребенка в осознание богатства и многообразия связей искусства с жизнью каждого человека и каждого народа. Именно связи искусства с жизнью (а не просто само искусство) являются содержанием учебного предмета.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала[20]. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Роль учителя является главной в процессе приобщения детей к искусству. Именно учитель создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного изделия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На протяжении всего курса школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, объем, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

В первом классе дети знакомятся с мягкими материалами: глиной и пластилином. Они узнают, что объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Они учатся превращать комок пластилина в птицу или животное, наблюдают природные явления и строят природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т.д.

Во втором классе дети учатся лепить из пластилина из одного большого куска путем вытягивания и вдавливания, а не путем соединения отдельных частей. Они узнают о том, что изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.

В третьем классе 1 четверть начинается с лепки. Дети лепят игрушки из различных материалов по выбору (пластилин, глина), знакомятся с видами игрушки (детские, народные, самодельные). На следующем уроке дети лепят посуду, определяют ее назначение. В 3 четверти дети узнают о многообразии мира театра кукол. Идет работа художника над куклой, ее образом, конструкцией и костюмом. А в 4 четверти дети учатся смотреть на скульптуру. Узнают, что скульптуру надо смотреть с разных сторон, какие бывают скульптурные памятники, что такое парковая скульптура, разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе.

В результате изучения программы учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о видах деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства; первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространственных построений, первичные представления об изображении человека в объеме;

- развивают свои познавательные и наблюдательные способности;

- осваивают выразительные особенности художественных материалов: пластилина, глины;

- начинают понимать особенности образного языка скульптуры;

- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся скульпторов, учатся активно использовать художественные термины и понятия;

- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 8 классы», научный руководитель Т.Я. Шпикалова, была разработана для углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла.

Данный курс предназначен для изучения в 1--8-м классах -- от одного до четырех часов в неделю. Программа интегрирована на базе изобразительного искусства и художественного труда. Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры. Здесь более широко представлена народная глиняная игрушка, декоративное оформление предметов. Программа нацеливает на формирование у младших школьников целостной эстетической культуры.

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-3 классов общеобразовательной школы, разработанная Полуяновым Юрием Александровичем, составлена в рамках теории (концепции) “Система развивающего обучения”. Авторы концепции Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Концепция построена на основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и изложенного им основного генетического закона развития психических функций человека. "Развивающее обучение" направлено на формирование у детей теоретического мышления в противовес широко представленному в традиционной школе эмпирическому мышлению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.