Основные этапы исследования
В соответствии с поставленными задачами исследование осуществлялось в ходе педагогической практики в общеобразовательной средней школе № XX города с января 2007 по май 2008 г.
Оно включало в себя четыре этапа.
На первом этапе (январь 2007 - декабрь 2007 г.г.) изучались научно-методические документы, учебно-методическая литература, а также материалы научно-методических конференций и семинаров, относящиеся к проблеме межпредметных связей и развивающего обучения по ОБЖ, с целью определения состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практике обучения в общеобразовательной школе и выделение ее теоретических основ.
На втором этапе (декабрь 2007 - январь 2008 г.г.) рассматривалось состояние проблемы реализации межпредметных связей при проведении занятий по ОБЖ в рамках программы обучения.
На третьем этапе (январь 2008 - февраль 2008 г.г.) были уточнены тема работы по проблеме межпредметных связей, объект и предмет исследования, цель работы, сформулированы гипотеза и задачи, а также разрабатывались пути и средства реализации целостной педагогической системы межпредметных связей в теории и практике обучения по ОБЖ. В рамках педагогической практики по ОБЖ в школе осуществлялось систематическое экспериментальное обучение с целью проверки эффективности разрабатываемой системы межпредметных связей и методики ее реализации. Далее на педагогической практике проводился констатирующий педагогический эксперимент.
На четвертом этапе (февраль 2008 - по апрель 2008 г.г.) анализировались основные результаты исследования, в окончательном виде отрабатывались теоретические основы исследования, формулировались выводы и оформлялась исследовательская работа. Составлялись методические рекомендации для использования межпредметных связей при обучении ОБЖ. Осуществлялась подготовка к защите квалификационной работы.
2.2 Исследование влияния межпредметных связей на эффективность процесса обучения
Экпериментальная работа проводилась в общеобразовательной средней школе № XX г. XXXXXXX. В 5 классе «А» 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по типовой программе.
Учитель ОБЖ имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию.
Констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента:
- наблюдение уроков и выявление использования межпредметных связей ОБЖ, рациональность их использования учителем.
- определение уровня обученности учащихся данного класса.
1).Наблюдение уроков и выявление используемых приемов, рациональность их использования учителем.
Наблюдал 4 урока по ОБЖ. Протоколы наблюдения сведены в таблицу результатов (См. таблицу 1). В ходе наблюдений мы отмечали используемые учителем приемы и межпредметные связи.
Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:
Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало внимания на уроке фактической связи с другими предметами, а следовало бы строить урок исходя прежде всего из особенностей тем по ОБЖ, и фактического материала по другим предметам обучения.
2). Определение уровня обученности детей данного класса.
Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по диагностике Беспалько.
Уровень «знать» - включает в себя знания о том, что они услышали на занятиях.
Уровень «уметь» - включает в себя умение найти и применить знания в практической деятельности.
Таблица №1
Анализ работ выявил следующие результаты:
имя
знает
умеет
Шамиль
+
Татьяна Б.
Борис
_
Валентин
Алена
Никита
Настя
Зина
Мария
Александра
Татьяна И.
Галя
Коля
Ваня
Миша
Гоша
Сейфи
Даша
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно посмотреть на диаграмме.
Преобразующий эксперимент
Цель преобразующего эксперимента:
- построить систему уроков с использованием межпредметных связей.
Тема занятия по ОБЖ с помощью которой мы проводили экспериментальную работу была «Диалог о вредных привычках» (Приложение 1)
Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента:
- определение уровня обученности детей данного класса после проведенного занятия по ОБЖ.
Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».
Уровень «знать» - включает в себя знания о том, что было изучено на занятии по ОБЖ.
Уровень «уметь» - включает в себя умение находить и оценивать знания с практической стороны.
Имя
Зинаида
Галина
Николай
Иван
Алёна
Михаил
Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это можно увидеть на диаграмме № 2.
С целью выявления эффективности рационального использования межпредметных связей при обучении ОБЖ сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов Диаграмма № 3.
Таким образом, мы смогли наглядно доказать, что использование межпредметных связей на занятии по ОБЖ позволяет улучшить качество учебного процесса.
Сравнение уровня обученности после проведения занятия по ОБЖ с использованием межпредметных связей (истории, географии, анатомии) и тщательно подобранных приемов обучения в соответствии с целями, задачами уроков, содержанием обучения и особенностями возраста учащихся, уровень обученности становится выше.
Изучив научно-методическую литературу мы выяснили, что еще в прошлом веке педагоги неоднократно высказывали предположение об объединении нескольких предметов, мотивируя целесообразность такого подхода тем, что познания в различных областях науки, искусства и культуры приобретает один ребенок и сведение их воедино должно облегчить усвоение разнородных фактов. Однако этот вопрос так и остался открытым.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8