Рефераты. Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе как средство активизации деятельности учащихся

Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе как средство активизации деятельности учащихся

ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»

Допущена к защите

Зам. директора по учебной работе

Л.А. Патракова

2008 г.

Председатель ПЦК

естественно-математических

дисциплин

Т.А. Трясцына

2008 г.

Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе как средство активизации деятельности учащихся

Выпускная квалификационная работа

по методике математики

Федоровцевой Веры Сергеевны

Специальность 050201 Математика

Группа М-51 отделение: очное

Руководитель: В.В. Сибирякова

преподаватель информатики

Защита состоялась:

Отметка:

2008

Содержание

  • Введение 3
  • Тезаурус 5
  • Глава 1. Теоретическое обоснование использования мультимедиа аппаратуры 6
    • 1.1. Особенности информационных технологий в учебном проц 7
    • 1.3. Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании 17
    • 1.4. Технология создания мультимедиа 19
      • 1.5. Методика создания учебной мультимедийной презентации 26
  • Глава 2. Практическое применение мультимедиа на уроках математики 28
  • Список литературы 54
  • Приложения 55
Введение

Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий.

Герберт Маршалл Маклюэн

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение [7, 3].

Распространенным является суждение о том, что «мы живем в век информации и коммуникаций», а это не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.

Современные информационные и коммуникативные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. На сегодняшний день можно отметить, что система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массой информации, реклама, банковская система, торговля и т. п.

Система образования - это в первую очередь учителя, и от их профессиональной подготовки зависит очень многое. В современном образовании существует много проблем, а в связи с информатизацией возникла еще одна: переподготовка кадров. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть, необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей [7, 5].

Исходя из выше сказанного, была поставлена цель данной работы, которая состоит в том, чтобы разработать систему уроков с применением ИКТ в 6 классе при изучении положительных и отрицательных чисел.

В то же время автором были сформулированы такие задачи, как:

1. проработать литературу по изучаемой теме;

2. познакомиться с методикой работы по использованию ИКТ при обучении математике;

3. разработать конспекты уроков математики в 6 классе с учетом использования компьютерных технологий.

Объектом исследования является процесс обучения математике.

Предметом исследования является использования компьютера при обучении математике учащихся 6 класса.

Контингентом являются учащиеся 6 класса СОШ №21.

Гипотеза: использование информационных технологий на уроках математики повышает активизацию деятельности учащихся на уроке.

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы использования компьютера при обучении учащихся. Во второй разработаны конспекты уроков с учетом использования мультимедиа.

Тезаурус

Медиа - средства массовой информации.

Мультимедиа - совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде.

Мультимедиа-компьютеры - компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).

ТСО - технические средства обучения.

ПМК - предметно-методический комплекс.

НИТ - новые информационные технологии.

РЦИСО - российский центр интерактивных средств обучения.

КПД - коэффициент полезного действия.

ПК - персональный компьютер.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Образовательная технология - это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

МСО - мультимедийные средства обучения.

Образовательная технология - это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Компьютерная презентация - это набор слайдов и спецэффектов, использующиеся для показа на экране.

PowerPoint - графическая программа для создания и редактирования презентаций [1,34].

Глава 1. Теоретическое обоснование использования мультимедиа аппаратуры

«Следует упражнять чувства посредством внимательного ознакомления с предметом, сохранять прирожденную впечатлительность и живость и заботиться об основательном усвоении».

А. Дистервег

Современная проекционная аппаратура, представленная на отечественном рынке огромным количеством моделей, в основном зарубежного производства, является, как правило, мультимедийной (многофункциональной). Многие модели сопряжены с компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство [8,87].

Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого как «средства массой информации» [2,528]. «Мультимедиа» означает совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде [3, 426]. Мультимедиа-компьютеры - компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.) [8,87]. Мультимедиа - средства, которые становятся все более распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере мультимедийными.

Мультимедиа - компьютер должен иметь:

- дисковод для компакт-дисков

- звуковую карту, позволяющую воспроизводить звуковые записи, а также синтезировать музыку, записывать в формате MIDI (электронный аналог нот)

- видеосистему, позволяющую работать как минимум в видеорежиме с разрешением 640*480 точек с 65 536 цветами на экране.

Кроме перечисленного для воспроизведения звука необходимы еще акустические системы (колонки) или наушники.

Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной аппаратурой может заменить практически почти все традиционные ТСО.

1.1. Особенности информационных технологий в учебном процессе

Российский Центр Интерактивных Средств образования (РЦИСО) г. Москвы проводил эксперимент по внедрению информационных технологий в процесс преподавания предметов школьного курса наук. В результате четырехлетнего эксперимента РЦИСО выявил необходимость:

1. облегчения труда учителя в области рутинных операций по:

– проверке знаний и умений учащихся;

– ликвидации пробелов знаний учащихся;

– тренировке по автоматизации общезначимых навыков (устного счета, грамотности и т.п.);

2. внесения в учебный процесс принципиально новых возможностей:

– моделирования (в том числе ранее недоступных) процессов и явлений;

– интенсификации работы по овладению новыми знаниями, умениями и навыками благодаря облегчению и ускорению рутинных операций, возложенных на ПК (счет, построение графиков, моделирование процессов, графическое отображение процессов и закономерностей, адаптирующаяся проверка знаний, умений и навыков);

– самостоятельной работы учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в том числе с большими, недоступными без ПК массивами информации;

– качественного нового предъявления учебной информации на базе мультимедиа-технологии.

На базе обозначенного подхода Российским Центром Интерактивных Средств обучения были отобраны и предлагаются для массового внедрения в школы ПМК по следующим направлениям:

– компьютерные учебники;

– тренажеры и развивающие игры;

– учебные базы данных;

– инструментально-педагогическая система для создания систем автоматического обучения и адаптирующейся к успехам ученика проверки его знаний;

– полуавтоматическая система составления расписания школы;

– система ведения отдела кадров, тарификации и расчета заработной платы в школе, настраиваемая по всем параметрам.

ПМК поддерживают следующие предметы общеобразовательного и специального циклов:

– математика;

– физика;

– русский язык;

– астрономия;

– английский язык;

– химия.

РЦИСО продолжает работу по апробации, сбору и внедрению в учебный процесс ПМК по всем предметам школьного курса, так как он вносит в учебный процесс, непосредственно новые возможности для обучения.

Методы и средства обучения раскрываются в формах организации учебного процесса, в основных видах учебной деятельности, одной из видов которой является лекция, направленная на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. При этом качество усвоения теоретического материала, не уступающее тому, которое достигается при чтении лекций, может быть достигнуто за счет создания компьютерных обучающих программ и использования телекоммуникаций в учебном процессе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.