Таким образом, на основе изучения теоретических источников можно сделать следующие выводы:
коррекционная работа будет строиться с учётом формы нарушения и определения структуры речевого дефекта.
Необходимо отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков.
Исследование проводилось на базе детского сада № 10 «Сказка», п. Лучегорска.
В эксперименте принимали участия 15 детей с различными нарушениями звукопроизношения 4 - 5 лет. Работа по обследованию проводилась с сентября по ноябрь 2004 года.
Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель исследования: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;
1. Выявить у дошкольников нарушения звукопроизношения.
2. Выявить особенности фонематического восприятия
3. Выявить нарушения звукопроизношения;
1. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.
В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений. (см. приложение 1)
Для исследования артикуляционной моторики мы использовали тестовые задания (см. Приложение 2), которые включали динамические и статические упражнения.
№1 Исследование артикуляционной моторики.
1балл - правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;
0,5балла - замедленное и напряженное выполнение;
0,25балла - выполнение с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии);
0баллов - невыполнение движения.
Максимальное количество баллов - 5
От 1 - 3 балла (низкий уровень)
От 3 - 4 балла (средний уровень)
От 4 - 5 балла (высокий уровень)
Исследование подвижности артикуляционного аппарата дошкольников с дислалией. Данные можно представить в виде таблицы 2.1.1 (см. Приложение 3)
При обследовании 15 детей были выявлены нарушения в строении артикуляционного аппарата у 5 человек. Мы поделили группу на 2 подгруппы. У детей, где есть нарушения это группа «А», а где нет нарушений эта группа «Б»
У Ульяны С. недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удержать, язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.
У Ульяны С. при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения. Девочка не могла:
-- удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);
-- облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);
-- произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;
-- удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);
-- пощелкать языком (3-5 раз);
-- пощелкать языком («погонять лошадок»);
-- имитировать языком положение «трубочки»;
-- произвести 2--3 движения из перечисленных попеременно.
Нарушения строения артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией (группа «А»). (см. Приложение 4) в таблице 2.1.2
После проведенного нами исследования было выявлено, что дети у которых артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и средний уровни. Так низкий уровень у Ульяны С. У нее есть упражнения, где она не справилась. В связи с этим мы в формирующем этапе проведем ряд упражнений для исправления артикуляционного аппарата.
Рис.2.1 Состояние артикуляционной моторики дошкольников с дислалией
Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У Пети Н. и Марии Р. при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли точно выполнить следующие упражнения:
В этих упражнениях не было
-- четкости артикуляционных движений;
-- быстроты и плавности их воспроизведения;
-- умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
2. Состояние фонематического слуха определялось с помощью заданий: (покажи где?)
Инструкция: Детям предлагается картинки, где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную картинку.
1) кот - год, 2) мишка - мышка, 3) лук - люк, 4) софа - сова, 5) шар - жар;
(повтори слоговые цепочки)
Инструкция: Детям предлагается карточки(слоги), которые разложенные перед ребенком на столе где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную карточку.
1) ба - па, па - ба, 2) са - ша, ша - са, 3)ша- жа - ша, жа - ша - жа, 4) ца - са - ца, са - ца - са, 5) ра - ла - ра, ла - ра - ла. см. (см. Приложение 5)
Система оценки состояния фонематического восприятия
1 балл - точное, и правильное воспроизведение; : слоговой структуры, правильный показ картинки.
0,5 балла - первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому. (ба - па, ба - па);показ картинки после стимулирования
0,25 балла - неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском; восприятия слов - паратипов как одинаковых.
0 - балла - отказ, невозможность восприятия.
Максимальное количество баллов - 10
Были определены уровни состояния фонематического слуха: Высокий уровень - 8 - 10 балла
Средний уровень - 5 - 8 балла
Низкий уровень - 5 и меньше.
Результаты показаны в таблице 2.1.3 (см. приложение 6)
Исходя, из данных таблицы мы пришли к выводу, низкого уровня не показал никто (0%), средний уровень зафиксирован у пятерых детей, это составило (30%) и у десятерых детей наблюдается высокий уровень, это составило (70%) детей.
При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.
Обследование звукопроизношения определилось с помощью заданий: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих звуков.
Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки - символы звука С. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки:
1) собака - маска - нос, сено - василёк - гусь (см. Приложение 7)
замок - коза, зима - магазин - карточка - символ З
цапля - яйцо - огурец - карточка - символ Ц
Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку - символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.
Итог занятия
Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Как запомнить, какой это звук и почему?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7