Рефераты. Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития

p align="left">Таким образом, недоработанность российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) создает, с одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии и сертификации песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России.

ЛИЧНОСТЬ ТЕРАПЕВТА

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он -- соавтор песочной картины? А может, он -- мудрый интерпретатор, отвечающий на незаданные вопросы клиента: «Доктор, как я Вам?» или «Ну и что все это значит?»

Дело в том, что на песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир клиента. Ощущение от этого совсем иное, чем при работе со сновидениями, сказками, рисунками и другими проективными продуктами человека. Внутренний мир, отображенный в песочнице, становится реально осязаемым. Надо сказать, это странное чувство. С одной стороны, есть ощущение «избыточности» информации, с другой -- хрупкости этого мира, с третьей -- присутствуют трудно вербализуемые чувства. На наш взгляд, «священный трепет» при первом соприкосновении с песочной картиной клиента -- это наиболее «здоровое» чувство, позволяющее специалисту реализовать древний принцип «не навреди».

Личность зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.

Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу. Только сейчас у нас начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются «символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, КАК использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки. Поэтому нам часто приходится слышать от наших коллег вопрос: «А как ПРАВИЛЬНО задавать вопрос? А как ПРАВИЛЬНО работать?» Если бы мы знали, как ПРАВИЛЬНО!

Итак, перед нами, как в сказке, три дороги, три выбора:

-- либо придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;

-- либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;

-- либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.

Третий путь нам представляется наиболее предпочтительным, но самым трудным. Здесь действуют ТРИ ПРАВИЛА:

1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины -- все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.

2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. В этом отношении интересен образ лейтенанта Коломбо из знаменитого американского сериала. Он не боится показаться чудаком или недостаточно осведомленным, он демонстрирует оппонентам собственный процесс поиска решения, он показывает себя уязвимым и сильным одновременно; но главное -- ему доставляет очевидное удовольствие сам процесс «распутывания клубка», сплетенного из фактов и событий. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, -- все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

Личность терапевта окажет влияние на стиль и стратегию работы с клиентом. А нашим уважаемым начинающим коллегам мы хотим сказать -- каждому терапевту свой клиент, поэтому не стоит бояться начинать работу. Главное, помнить о трех правилах.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ТЕАТРЕ

Идея использования песка в качестве театральной декорации впервые родилась у петербургского режиссера Ольги Чернявской. В созданном ею «Театре сновидений Ольги Чернявской» с успехом идет спектакль-сновидение «Поворот песочных часов». Все действие спектакля разворачивается в огромной песочнице. В основе сюжета -- часто повторяющийся сон женщины, который она не решается досмотреть до конца. Но прежде чем рассказать о спектакле в песочнице, необходимо несколько слов сказать о самом «Театре сновидений Ольги Чернявской».

В последние годы театральная жизнь Петербурга наполняется новым смыслом и содержанием. Появляются театральные коллективы и товарищества, выступающие на «малых сценах», где взаимодействие со зрителем становится более доверительным.

В этом отношении интересна история театра под руководством Ольги Чернявской. Созданный в 1980 году театр сменил три имени -- «Метаморфозы», «Театр тонкой реальности», «Театр сновидений Ольги Чернявской». Все эти годы коллектив, вдохновляемый подвижнической деятельностью главного режиссера, занимался возрождением русской культуры. Фольклорные игры, спектакли-мистерии, массовые театральные действа -- все это было предметом деятельности коллектива. Театр много гастролировал и завоевал немало престижных призов и премий. Однако забота о душевном, эмоциональном состоянии зрителя побудила Ольгу Чернявскую изменить основной курс творческого поиска. Сосредоточившись на внутреннем мире человека, она стала искать ресурсы его социальной реализации и гармоничного существования в мире.

Сегодня «Театр сновидений Ольги Чернявской» является небольшим камерным театром. Попадая сюда, зритель имеет возможность отдохнуть душой. И одновременно поразмышлять о том, на что в обычной жизни у него «не хватает времени»: о своих желаниях и стремлениях, о радостях и огорчениях -- словом, о своей внутренней жизни.

Для того чтобы театр стал не просто развлечением, но и нравственной, духовной опорой современного зрителя, потребовалась новая концепция театра, отвечающая внутренним, психологическим запросам зрителя. Поэтому главный режиссер театра Ольга Чернявская, его актеры и весь персонал начали беспрецедентное в истории театра сотрудничество с практическими психологами и психотерапевтами. В рабочую группу вошли специалисты Санкт-Петербургского института сказкотерапии.

Научный подход к построению театрального действия позволил объединить приемы практической психологии и законы профессионального театра. В результате была создана концепция нового интерактивного театра.

Ключевая идея интерактивного театра -- активное взаимодействие со зрителем, с его внутренним миром. А также гармонизация психоэмоционального состояния зрителя.

Интерактивный театр предполагает максимальное вовлечение зрителя в театральное действие. Зритель становится со-творцом и со-участником представления. В отличие от традиционного театра, в котором зритель основную часть времени находится в пассивном, воспринимающем состоянии, здесь зритель активен. Он вовлечен в ту же деятельность, что и актеры. Однако это происходит в своем, параллельном, зрительском пространстве.

В спектакле-сновидении «Поворот песочных часов» действие разворачивается в большой песочнице, имитирующей пляж. Зрители также имеют собственные малые песочницы. В них они могут своими руками создавать миры, используя миниатюрные фигурки и природные материалы (на основании идеи песочной терапии).

Таким образом интерактивный театр дает возможность зрителю не просто пассивно воспринимать события спектакля, но и реально проживать их. Что-то изменять в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса, гармонизируя внутренние переживания. Так проявляется забота о душевном, психологическом состоянии зрителя. Так проявляется антистрессовый компонент интерактивного театра.

Интерактивный театр потребовал и создания нового жанра спектаклей. Он был найден и получил название -- СНОВИДЕНИЯ. Так в имени «Театр сновидений Ольги Чернявской» закрепился новый жанр.

Основная особенность спектаклей-сновидений -- иррациональность. Действие происходит в нематериальном мире человеческих переживаний во время сна. Как известно, в сновидениях человек перерабатывает накопленную за время бодрствования информацию и ищет пути своего гармоничного развития. Некоторые люди видят часто повторяющиеся сны и не могут досмотреть их до конца. В этом случае они прибегают к помощи психолога или психотерапевта.

Спектакль-сновидение является символическим психологом, помощником человеческой души. В ненавязчивой, безболезненной для человека и адекватной его психической природе форме спектакль-сновидение пробуждает личностные ресурсы и помогает разрешить актуальные проблемы на бессознательно-символическом уровне. Благодаря подключению скрытых ресурсов к процессу жизнедеятельности, человек через некоторое время разрешает внутренние противоречия в своей реальной жизни. В этом проявляется психотерапевтический аспект спектаклей-сновидений.

Спектакли-сновидения имеют общепрофилактическую, развивающую и культурно-образовательную функцию, которая проявляется по отношению к человеку, не обремененному стрессом. Так как спектакли-сновидения высвобождают большой ресурс бессознательного, в повседневной жизни человек приобретает дополнительные способности и энергию для самореализации.

Итак, сцена интерактивного театра представляет собой огромную песочницу. В данном случае песок служит театральной декорацией, средой. На сцену выходит главная героиня, которая по сценарию находится в своем сне -- на Пляже Великого Мира. Она начинает взаимодействовать с песком, извлекая из него предметы, символизирующие ее наиболее значимые переживания.

Постепенно песок из театральной декорации превращается в действующее лицо -- бессознательное героини. Песок -- эмблема бессознательного -- содержит как конфликтные, так и ресурсные символы. Таким образом, песок выступает в роли Учителя. Извлекая из него предметы, ассоциирующиеся с болезненными переживаниями, героиня получает возможность отреагировать внутренний конфликт, освободиться. Находясь в истощенном состоянии, героиня имеет возможность «подпитаться у песка», получить необходимую ей «энергию покоя». Досмотрев сон до конца, отреагировав подавленный конфликт, героиня использует лепку из песка как способ моделирования своей новой жизни.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.