Рефераты. Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности

p align="left">Педагог может уже сейчас переложить на компьютер значительную часть своей работы. Однако именно в этом выражении и кроется одна из самых существенных ошибок. Речь должна идти не о том, чтобы просто передать свои функции машине ("спихнуть" свою работу на ПК!), а о том, чтобы освободить время и силы учителя для выполнения задач более высокого, специфически "человеческого" уровня, где компьютер пока бессилен. Иными словами, в условиях компьютеризации коренным образом изменяются функции и ученика, и учителя. Ученик - это очевидно - в значительной мере привыкает к самостоятельной работе и начинает приобретать большую часть фактических знаний собственным трудом. Учитель же берет на себя задачи более сложные:

- сформировать стойкий познавательный интерес как самый действенный стимул для всей дальнейшей учебы;

- помочь учащимся в определении направления их личных интересов;

- сформировать представление о ПК прежде всего как об инструменте познания мира и научить навыкам рациональной работы за ПК;

- поднять обучение на более высокий уровень обобщения как внутри отдельных учебных дисциплин, так и во всей их совокупности;

- уделять максимум внимания интеллектуальному и духовному развитию учащихся, опираясь, прежде всего, на авторитет изучаемых дисциплин;

- всемерно развивать и формировать мышление учащихся, укреплять самостоятельность и творческую основу мышления [22, с.160].

На последнем моменте необходимо остановиться особо. Мышление учащихся, получив из совокупности "ПК+ПО" мощную инструментальную и фактологическую поддержку, должно становиться более эффективным. Не вдаваясь в детали этой фундаментальной психологической проблемы, отметим только некоторые характеристики процесса мышления, где положительное воздействие современных информационных технологий может быть наиболее ощутимым:

- активность,

- критичность,

- способность к самообучению и самосовершенствованию ,

- четкость и обоснованность суждений,

- владение навыками логического анализа,

- самостоятельность выводов [17, с.63].

Отсюда следует, что в новых условиях основной и главнейшей задачей педагога на любом уровне становится именно развитие мышления обучаемых. Если учесть, что фактическая основа знаний может быть получена учениками в процессе самостоятельной работы за ПК, то педагогу остается единственное - организовать на уроке атмосферу интенсивного обмена мыслями, творческого применения имеющихся знаний к конкретным условиям и задачам, т.е. вовлечь всех учащихся в активную умственную работу и научить их видеть удовольствие в такой работе. Обычная, часто встречаемая диктатура преподавателя в данном случае неприемлема. Более правильной будет организация совместного мышления, протекающего в рамках целенаправленного педагогического общения. Такое общение полностью совпадает с возникшим в 80-е годы понятием "педагогика сотрудничества", но только с появлением в структуре "учитель - ученик" нового структурного звена - ПК [15, с.268].

Инженерия знаний, а в узком смысле - режиссура компьютерных обучающих программ, - это абсолютно новая педагогическая специальность, необходимость которой проявляется и осознается только сейчас, и медлить с ее созданием нельзя, если мы не хотим еще долгие годы эпизодически, бессистемно пользоваться случайно попадающими в страну учебными программами таких, к примеру, фирм, как известная Apple Macintosh. Накопленный за два предшествующих десятилетия фонд конкретных обучающих программ по отдельным дисциплинам, представленных на нашем компьютерном рынке, к настоящему времени также стал достаточно обширным. К сожалению, наиболее широко на нем представлены электронные учебники только двух направлений - собственно компьютерного профиля (программирование и работа с конкретными узконаправленными программами) и обучение иностранным языкам. Есть и другие - по отдельным учебным дисциплинам различного профиля, но их набор в целом значительно меньше, и, кроме того, они крайне редко образуют полный, законченный цикл по тому или иному предмету. Однако помимо "прямых" учебников, непосредственно передающих объем знаний по отдельному предмету, появилось много издаваемых на CD-дисках материалов близкого, дополняющего характера - всевозможные "Репетиторы", "Справочники", "Студенческие бомбы", экзаменационные билеты с ответами на них и т.п. Нельзя игнорировать и стихийно-лавинное распространение на CD и в Интернете всевозможных рефератов, курсовых и дипломных работ и т.п., которые легко копируются и выдаются за свои. Отсюда напрашивается вывод: необходимы специальные обзорно-аналитические издания, освещающие панораму рынка компьютерных программ и материалов педагогического назначения. Ввиду необычайной динамичности этого рынка рациональнее всего сделать такое издание периодическим и электронным (с распространением через Интернет, как известный журнал Internet Zone, и параллельно - на CD). И для практической реализации возможностей подобного журнала во всех педагогических вузах крайне необходим небольшой учебный курс или спецкурс, который научил бы студентов ориентироваться в море существующих программ, реально представлять их профессиональный уровень и конкретные практические возможности [22, с.52].

И, наконец, еще один очень простой и одновременно сложный аспект: каждый профессионально подготовленный педагог, естественно, обладает известной эрудицией в своей сфере деятельности, знает свои инструменты - книги, приборы, оборудование - и умеет ими пользоваться. Если считать обучающие компьютерные программы частью такого арсенала, то неизбежно следует вывод: современный учитель обязан знать существующие программы по профилю своей работы, иметь к ним достаточный доступ, хорошо представлять назначение и возможности каждой из них и уметь ими пользоваться как самостоятельно (для себя), так и в рамках реально проводимого урока. Реальная ситуация в данном направлении представляет пока одно большое белое пятно, и исправлять ее можно только на государственном уровне. Во всяком случае, существующие методкабинеты и ИУУ просто обязаны иметь в своем штате соответствующих консультантов и максимально широкий фонд свободно распространяемого ПО, чтобы проводить действенную, эффективную пропаганду компьютерных технологий в образовании. Иначе отставание массовой педагогики с годами будет все более закрепляться.

Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало возможным создание электронных учебников, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут перед учениками. Содержание учебника включает в себя такие разделы как: теоретическая часть, контрольные задания, лабораторные работы, курсовые работы, вопросы для самопроверки, что присуще и традиционному учебнику, но электронный учебник более компактен (его объем позволяет полностью разместиться на одном диске), в содержании его могут использоваться видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекательность и оснащенность. В обращении он прост и позволяет ученику легко вернуться к той информации, которую он не понял. Нажать кнопки клавиатуры гораздо быстрее и проще, чем перелистывать страницы учебника назад. Такое новое школьное пособие проявляет у учеников большой интерес к учебе и желание изучать предмет в более углубленной форме, что, несомненно, сказывается на их уровне знаний. Способ ведения урока, когда учитель связан с каждым учеником класса единой компьютерной сетью, позволяет учителю более детально и персонально подойти к вопросу обучения ученика, проверить его уровень знаний и наверстать "пробелы" в его знаниях [15, с.279].

Таким образом, современные информационные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Внедрение современных информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей [17, с.270].

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствует повышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.

Следующая глава будет посвящена использованию современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников

Для исследования эффективности использования современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ №5 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап - констатирующий этап - первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников.

2 этап - формирующий этап - организована работа по повышению познавательного интереса учащихся к учебной деятельности с использованием современных информационных технологий.

3 этап - контрольный этап - повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности использовались следующие критерии и показатели:

1. Обращённость учащихся к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность познавательного интереса.

2. Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс (сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость).

3. Интеллектуальная активность (стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности).

При выборе критериев была использована методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательного интереса учащихся: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень - ребенок проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть; познавательный интерес школьника достаточно устойчив, внутренняя мотивация в учении преобладает; учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами урока; учащиеся стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; учащиеся имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью, несмотря на посторонние раздражители.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.