Рефераты. Использование средств массовой информации в процессе воспитания школьников

p align="left">В 1888 г. ученый узнал об открытиях Герца и немедленно приступил к их воспроизведению. В 1889 г. в одной из своих лекций, посвященных этому вопросу, Попов впервые указал на возможность использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние без проводов.

В 1895 г. ученый совершенствовал свое передающее устройство. 12 марта 1896 г. был организован прием первой в мире радиопрограммы в физическом кабинете Петербургского университета на Васильевском острове. Станция отправления находилась на расстоянии 250 м, в Химическом институте. К приемному устройству был присоединен телеграфный аппарат, передававший по алфавиту Морзе одну букву за другой. Текст этой депеши гласит: «Генрих Герц». Русский изобретатель продолжал совершенствовать свои радиоприборы и находить им новые применения (59).

Выдающимися достижениями этого периода было изобретение звукозаписывающих средств и возникновение кинематографа. Огромное, всевозрастающее значение среди прочих источников информации получает телевидение. Как подсчитали социологи, на приобщение к духовным ценностям с помощью телевидения, печати, радио, книг, разных форм учебы затрачивается сегодня в городах: у мужчин - 20 -25 час. Свободного недельного времени, у женщин более 15 часов. Примерно половину свободного времени заполняет телевидение.

Нельзя не согласиться с мнением многих специалистов, что именно оно могло сыграть наибольшую роль в преодолении разрыва между всевозрастающими духовными запросами людей и недостаточным содержательным уровнем многих средств информации и учреждений культуры. Вопрос о том, хорошо или плохо само по себе увлечение телевидением большого числа населения, остается все еще дискуссионным. Но можно в настоящее время утверждать, что подъем на новый уровень информационности и вообще культуры людей во многом зависит от телевидения (6).

В чем причина популярности телевидения? Оно объединяет в себе функции, которые раньше выполняли различные источники информации. Это и газета, в высшей степени оперативная и к тому же озвученная; это и своеобразный кинотеатр, где можно отрываться от экрана, заниматься другими делами, если передача не увлекает; оно позволяет быть не только слушателем но и зрителем происходящего, что весьма усиливает эффект соучастия, ощущение сопричастности к тем событиям.

Телевидение стало неотъемлемой стороной образа жизни целых поколений людей, которые выросли в условиях бурного развития этого средства информации. Для них домашний голубой экран - это распахнутое окно в окружающий мир. Именно благодаря ему, приобретают знания, приобщаются к сокровищам культуры, узнают новости, знакомятся со сложными проблемами внутренней и международной жизни, становятся политиками и знатоками, болельщиками и ценителями.

Изобретение века, как по праву можно назвать телевидение, не стоит на месте, оно постоянно движется, видоизменяется, совершенствуется.

Одним из первых приступил к съемке игровых, сюжетных фильмов известный французский фокусник Ж. Мельес в 1896 г. К 1910 г. его студия сняла 4 тыс. фильмов, причем Мельес впервые показал огромные возможности кинематографии как нового жанра искусства при постановке фантастических и трюковых сцен.

За короткий промежуток времени кинематограф получил значительное распространение.

Большой интерес представляют первые попытки озвучить кинофильмы. Эдисон, упорно пытался синхронизировать изображение со звуком, записанным на фонограф. В 1914 г. ему удалось сконструировать прибор кинетофон, осуществив такую синхронизацию. Однако эта система оказалась слишком сложной.

К тому же по мере износа ленты терялось совпадение изображения и звука. Поэтому впервые два десятилетия XX в. широко практиковалось лишь музыкальное, а иногда вокальное и шумовое сопровождение немого фильма.

Научные фантасты того времени выдвигали идею цветного и стереоскопического кино.

В России фильмы братьев Люмьер демонстрировались еще в 1896 г. В страну тогда же была завезена съемочная аппаратура, и начали сниматься первые отечественные фильмы.

В 1903 - 1904 гг. в России появляются постоянные кинотеатры («синематографы», «биоскопы», или «иллюзионы»). За период с 1903 по 1907 г. в них демонстрировались только фильмы производства французских фирм «Патэ», «Гомон» и др. Часто в одном сеансе показывались как игровые, так и документальные фильмы.

Собственное кинопроизводство - «первое синематографическое ателье» - возникло в России в 1907 г. (фирма А. Дранкова). В 1908 г. акционерное общество «А. Ханжонков и К», основанное как прокатнок предприятие в 1906 г. начинает производство и копирование фильмов. В 1912 г. существовало уже 5 фирм, выпускающих кинокартины, с годовым производством 81 тыс. м пленки.

В течение нескольких лет русские кинопредприятия вытесняют иностранные фирмы. К началу первой мировой войны существовало около 30 отечественных фирм.

Кинопромышленность России, освободившись от конкурентов, быстро развивается. Однако собственной технической базы для кино в России не было. Кинопленка, съемочная аппаратура ввозилась из-за границы. «Киноателье» были оборудованы только киносъемочными камерами и прожекторами простейшего типа.

Однако художественное содержание большинства фильмов не выдерживало критики. На экране воспроизводились слезливые мелодрамы, грубые фарсы, военно-шовинистические и порнографические фильмы (55, 51).

Действительный интерес представляли разнообразные документальные фильмы, которые тогда назывались «картинами с натуры» или «видовыми». Многие картины представляют огромную ценность для современных историков.

Л. Н. Толстой отмечал, что «… кино до тех пор, пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, - приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес», но что в будущем, «когда массы овладеют кино и когда он будет в руках настоящих деятелей культуры, то оно явится одним из могущественных средств просвещения масс» (44).

Первое технически грамотное для своего времени решение проблемы передачи изображения на расстояние разработали французский ученый Де Пайва (1878) и независимо от него русский изобретатель П. И. Бахметьев (1880).

Первым термин «телевидение» ввел в употребление в 1900 г. военный инженер русской армии К. Перскин.

В 1897 г. немецкий физик К. Ф. Браун сконструировал электронно-лучевую трубку. В 1907 г. в России Б. Л. Розинг изобрел первую электронную систему воспроизведения электронного изображения с помощью электронно-лучевой трубки. В 1911 г. он впервые продемонстрировал телевизионный прием изображений простейших геометрических фигур. Работы Б. Л. Розинга стали основой для развития электронных систем телевидения (43).

Сколько лет кино? Датой рождения кинематографа называют декабрь 1895 г. когда в Париже состоялся первый публичный киносеанс, и зрители увидели на экране движущиеся фотографии. Они были спроецированы на полотно аппаратом братьев Люмьер.

Из «забавы» и «зрелища», каким оно было вначале, кино превратилось в настоящее искусство, без которого уже нельзя представить себе современную художественную культуру. Первые телевизионные передачи в нашей стране начались в Москве и Ленинграде в 1938 г., а сейчас телевидение прочно вошло в жизнь людей, в корне изменились его технические возможности. У детского телевизионного кино слишком короткая история, чтобы выделить какие-либо этапы развития. Первые телефильмы для детей стали появляться на экране в 40-е годы. Стали открываться кинотеатры юного зрителя. Детских картин становится все больше и больше. В их числе появляются увлекательные фильмы сказки: «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная». Даже во время войны съемки фильмов не прекращались. Фильмы для детей снимаются также в ГДР, Венгрии, Румынии и Югославии. Регулярно проходят международные фестивали детских фильмов в Москве, Братиславе, Варне и других городах. Эти творческие смотры способствуют обмену опытом между кинематографистами, обогащают представления зрителей о жизни людей в различных странах (54).

Следующий шаг в развитии самого, пожалуй, популярного источника информации - изобретение кабельного телевидения. Специальный коаксиальный кабель позволил телевидению покинуть эфир, где ему становится тесно при организации многопрограммного вещания, и перейти на новую систему передачи сигналов, что позволило значительно расширить диапазон домашнего экрана. Он получил возможность передавать телезрителю несколько программ, защищенных от промышленных и атмосферных помех, и, что очень важно, обеспечить двустороннюю связь источника программ и абонента.

К сожалению, телевидению, как и другим средствам массовой информации, присущи недостатки. Пока еще пресса, телевидение, радио не в полной мере учитывают то наблюдаемое явление, что в обществе происходит порой несоответствие достаточно высоким профессиональным и культурным уровнем отдельной части учащихся и проявляемой ими пассивностью, безразличием к конечным результатам труда.

Как сделать, чтобы повышение культурного уровня учащихся, на что общество тратит огромные средства, не уживалось с явлениями довольно малой экономической отдачи.

Как известно, Центральное телевидение работает над формированием трех программ. Одна из них могла бы взять на себя функции научно-популярной, образовательной программ, рассчитанная на углубление знаний учащихся и взрослого населения. Это откроет новые возможности для телевидения в популяризации достижений науки и техники, в борьбе за широкое внедрение компьютерной техники и современной технологии, за ускорение научно-технического прогресса. Улучшению качества пропагандисткой работы способствует более полное информирование учащихся. Популярностью у различных групп населения пользуются телевизионные диалоги, специальные информационные программы Центрального и республиканского телевидения, в которых принимают участие видные ученые, деятели литературы и искусства.

Углубление социального, политического содержания телеинформации, отражение в ней грандиозности, остроты проблем нашего бытия, ценностей образа жизни - вот требования времени. Самый точный критерий ее эффективности - та реальная степень воздействия, которое она оказывает на формирование идейно-нравственного облика людей.

Регулярные телепередачи начались в 1936 г. в Великобритании и Германии, в 1939 г. в СССР.

В 1936 г. - в Москве была создана студия «Союздетфильм», переименованная в 1948 г. в Студию детских и юношеских фильмов имени М. Горького, а в 1963 г. - в Центральную студию детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Стали открываться кинотеатры юного зрителя. Детских картин становилось все больше и больше. В их числе появились увлекательные фильмы-сказки: «По щучьему велению» (1938) и «Василиса Прекрасная» (1940) режиссера А. А. Роу, «Золотой ключик». Одна из лучших экранизаций классических произведений детской литературы - «Дети капитана Гранта» В. П. Вайнштока.

В годы войны съемки фильмов для детей не прекращались. Один из лучших «Жила-была девочка» (1944) В. В. Эйсмонта - рассказ о детях осажденного Ленинграда. (47)

Мастера детского кино накопили к этому времени большой опыт, они решали задачи непростые, требующие особого таланта, понимания и умения. Надо было не только удачно выбирать, но и точно разрабатывать для экрана сюжеты, близкие и понятные юному зрителю. А кроме этого, искать и безошибочно находить лучших исполнителей на роли юных героев (64).

Детское кино имеет свои особенности, но развивается оно со всем киноискусством, как важная его часть. Юные зрители - это будущие взрослые, граждане нашей страны. Образы в искусстве, отражающие исторический путь, пройденный страной, народную судьбу, подвиги свершенные «ради жизни на земле», привлекают и воспитывают зрителей разных поколений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.