Рефераты. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

39

Лесосибирский педагогический институт -

Филиал Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Факультет ПиП (заочная форма обучения)

Специальность «Педагогика и психология»

Кафедра психологии и образования

Выпускная квалификационная работа

Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Исполнитель:

Студент 6 курса

Зоркова И.В.

ЛЕСОСИБИРСК 2008

Оглавление

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы готовности ребёнка к школьному обучению

1.1 Сущность понятия «готовности к школьному обучению»

1.2 Специфика проявления готовности у выпускников детских дошкольных учреждений

1.3 Особенности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников

Глава II. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

2.1 Организация и методы исследования мотивации учения

2.2 Анализ результатов

2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников

2.4 Анализ эффективности проделанной работы

Заключение

Список литературы

Введение

В современной России образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Разрабатываются специальные программы, законы поддержки образования. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления.

Но предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовностью к обучению - это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.

Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе.

Большая роль отводится мотивации учения. Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками готовности составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребёнок учиться в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности - познавательного и коммуникативного - позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе интерес к учению непременно появиться. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, именно с ее помощью можно сформировать мотивацию учения ребёнка.

Цель данной работы - изучение особенностей мотивации учения старших дошкольников.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературы по данному вопросу.

2. Выяснить особенности понятия «готовность к обучению», «мотивация учения».

3. Определить актуальный уровень сформированности мотивации учения старших дошкольников.

4. Разработать комплекс игр, направленных на формирование мотивационной готовности к обучению.

5. Определить эффективность предложенного комплекса игр.

Исходя из вышесказанного, объектом исследования является процесс развития мотивации учения старших дошкольников; предметом - обучение дошкольников в игре.

Мы использовали такие методы, как анализ научной литературы, методика изучения мотивации учения, ранжирование воспитателя и родителей, методы количественной и качественной обработки результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней раскрыта сущность понятия «готовность к школьному обучению», а также специфика проявления готовности у выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована воспитателями, психологами, родителями в подготовке дошкольников к обучению в школе, а также помочь правильно выстроить образовательный процесс.

Гипотеза выпускной квалификационной работы в том, что, проводя целенаправленную работу на формировании мотива учения, можно развить мотивационную готовность к обучению в школе.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, приложения и списка литературы состоящего из 43 источников. В работе содержатся 7 таблиц и 5 рисунков.

Глава I. Психолого-педагогические основы готовности ребёнка к школьному обучению

В настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса. Прежде всего, как отмечает В. Андреева, это относится к разрыву между дошкольным и начальным школьным образованием, хотя, по признанию ученых и практиков, именно этот возрастной период является наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков [1, с. 23].

1.1 Сущность понятия «готовности к школьному обучению»

В чем же причина разрыва между важнейшими, основополагающими звеньями образования? В первую очередь, замечает Букатов В., она состоит в том, что эти две ступени образования находятся в ведении разных типов воспитательно-образовательных учреждений и курируются обособленными друг от друга педагогической и психологической наукой. Поэтому указанный разрыв имеет место уже на уровне программ воспитания и обучения в детском саду и школе, методов и форм организации педагогического процесса, хотя, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «Об образовании», программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе дошкольного учреждения [4, с. 3].

В отечественной психологии и педагогике проблему готовности изучали в различных аспектах. Так ученые (Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева и др.) выделяли два больших блока; общий и специальный. К общему авторы относили готовность физическую, личностную, интеллектуальную, к специальному -- подготовку к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую как приобретение детьми первоначальных навыков чтения и счета, так и общее развитие [17, с.66].

Определяя готовность ребенка шести -- семи лет к школьному обучению, взрослый должен учитывать так называемую «школьную зрелость», т. е. уровень его морфологического и функционального развития. Основаниями определения «незрелости» могут быть индивидуальные особенности физического развития, скажем, костной системы, несоответствие длины и массы тела возрастным нормативам. Особого наблюдения требуют дети, чье дисгармоничное развитие идет за счет превышения или дефицита массы тела; те, кто имеет низкий рост, у кого нарушены пропорции тела, например соотношение окружности головы и длины тела, кто страдает физиологической незрелостью сердечно-сосудистой системы, меньшей способностью выполнять физические нагрузки.

Данные исследований физиологов, гигиенистов (НИИ физиологии детей и подростков) позволили выявить процентное соотношение «зрелых» и «незрелых» детей в разном возрасте. Так, среди шестилетних процент «зрелых» составляет 49 %, шести с половиной лет -- 68, среди семилетних -- 87, семи с половиной лет, восьмилетних -- 98 %. У девочек наибольший прирост количества «зрелых» отмечен от пяти до пяти с половиной лет и от пяти с половиной до шести лет. У мальчиков этот прирост смещен на полгода -- от пяти с половиной до шести лет и от шести до шести с половиной лет. Отсюда вывод: возраст ребенка для поступления в школу определяется дифференцированно. Приведенные исследования свидетельствуют: для большинства детей оптимален семилетний возраст [42, с. 40].

Под физической готовностью следует понимать состояние здоровья, развитие двигательных навыков и качеств, особенности тонких моторных координации, физическую и умственную работоспособность.

Подготовка к школе -- не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющая его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства -- возраста уникального, в котором закладываются основы будущего развития. Однако достичь возможных результатов в полном объеме к концу старшего дошкольного возраста многие дети сегодня вряд ли могут. Дело в том, что в разных типах дошкольных учреждений детей обучают и развивают по разным программам, по разным педагогическим системам. Доказательство тому -- анализ программ, подавляющее большинство которых отражает ту или другую приоритетность в образовании. Одни направлены на познавательное развитие, другие -- на эстетическое, третьи -- на экологическое и т. д. И что примечательно: преобладает противоположность по принципиальным подходам к воспитанию. В одних уделяют внимание обучению, в других -- обучение отрицается напрочь, а все образование- строится на игре и т. п. Такой факт объясняется тем, что нет единого стандарта в области образования, нет единой системы требований к содержанию образования, уровню развития детей для каждого психологического возраста. Именно государственный образовательный стандарт обеспечивает основу развития полноценной личности, преемственность при переходе к следующему возрастному этапу, гарантирует права ребенка на равные возможности, обеспечивающие успешность его обучения в школе.

Однако определить стандарты как минимум и те возможности, которые представляются каждому дошкольному учреждению, очень трудно. Стандарты должны быть самодостаточны настолько, чтобы обеспечить «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». А объем в свою очередь диктуется задачами реализации основных возможностей развития ребенка в период дошкольного детства.

Сущность переходного периода заключается в том, по мнению С. А. Козловой, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. п.). Однако он по существу еще дошкольник, становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни, в процессе самого школьного типа обучения. Процесс такого становления при благоприятных условиях (как показывают исследования) охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации. Но в большинстве случаев начальная школа, не обеспечивая необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования (речь идет о поведении, о деятельности, об общении) как к уже состоявшимся ученикам. И это несмотря на установки не задавать домашних заданий, не ставить оценок, не допускать перенапряжения темпом работы и дисциплинарными требованиями [23, с. 366].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.