Приобретение учеником необходимых средств учения по-зволит ему лучше понять материал, успешно выполнять зада-ния. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученика появится стремление еще раз пережить успех на этом этапе ра-боты. Важно дать ученику нестандартные задания. Так, напри-мер, при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформить об-ложку, написать свою фамилию как автора книги, а затем при-думать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает не-обходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Если задачи понравятся де-тям, следует объявить их автора. Как правило, такая работа учи-теля позволяет изменить отношение ученика к предмету, к уче-нию в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно появится.
В заключение отметим, что в ряде случаев необходимо ис-пользовать игровую деятельность для формирования у учени-ков недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятель-ностью, не приобрело личностного смысла.
Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.
Таблица 1
Мотивация учащихся по видам мотивов
Распределение ответов
1-Б класс
2-Б класс
3-Б класс
число ответов
% к итогу
внутренние мотивы
21
38,9
32
44,4
48
64,0
внешние положительные мотивы
12
22,2
24
33,3
19
25,3
внешние отрицательные мотивы
16
22,3
8
10,7
Итого
54
100,0
72
75
В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1% против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%). Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. В третьем классе на долю внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных мотивов снижается до 10,7%.
Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в каждом классе. Для этого используем форму, приведенную в Приложении 3.
Таблица 2
Анализ доминирования мотивов у учащихся
Преобладающие мотивы
Число ответов
число учащихся
внутренние
5
27,8
10
41,7
20
80,0
внешние по-ложительные
4
16,7
2
8,0
внешние от-рицательные
11,1
8,3
1
4,0
не доминирует
7
18
25
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6