Рефераты. Исследование проявления подростковой агрессивности учащихся средней школы

Используя критерий U- Манна-Уитни установлены различия проявлений агрессии мальчиками и девочками по двум формам. Проявление физической агрессии чаще встречается у мальчиков. Значение критерия U- Манна-Уитни равно 97,5, что соответствует уровню значимости р=0,043.

У девочек достоверно выше показатели проявления чувства вины. Значение критерия U-Манна-Уитни равно 101, что соответствует уровню значимости р=0,057. По показателям появления агрессивности других форм статистически значимых различий не выявлено.

Действительно в доказательство этому достаточно вспомнить обычную школьную будничную жизнь. В большинстве случаев участниками драк являются мальчики, т.к. в этом возрасте, по их мнению, с помощью физической силы можно добиться, заслужить гораздо большее уважение среди одноклассников. А вот для девочек это редкое явление, они в состоянии решать свои проблемы, выражать себя какими-нибудь более спокойными и менее выраженными способами. Наиболее свойственным для девочек является другой показатель агрессивности - чувство вины. В отличие от мальчиков они способны почти всегда признавать, осознавать, пускай даже внутри себя, свою вину и ошибки. А мальчикам это не всегда просто сделать, в большинстве случаев они начинают доказывать свою правоту и твердо стоять на своём, не слушая ни мнения окружающих, а порой и не обращая внимания на то, что он действительно не прав.

Анализируя результаты теста Басса-Дарки и экспертные оценки проявления различных форм агрессии, которые давали учителя, мы использовали метод корреляционного анализа. Результаты статистической обработки представлены в таблице 2.

Таблица 2. Корреляции показателей проявления агрессии у подростков и экспертных оценок проявления агрессии.

Эксп.оц./

Показ.оц.

К.А.

Эксп.

Р.

Эксп.

Н.

Эксп.

О.

Эксп.

П.

Эксп.

В.А.

Эксп.

Ф.А.

Эксп.

К.А.

0,743**

Р.

0,912**

Н.

0,770**

О.

0,910**

П.

0,895**

В.А.

0,915**

Ф.А.

0,938**

** уровень значимости 0,01

По всем показателям проявления агрессии установлены значимые связи результатов теста и оценок учителей. Важно отметить, что уровень достоверности очень высокий (0,01).

Полученные результаты позволяют нам сказать, что учителя очень хорошо знают своих учеников и способны дать достаточно объективную оценку их поведению, в частности агрессивному. В своих комментариях во время оценивания учителя очень точно описывали ситуации, в которых наиболее ярко проявляется та или иная форма агрессивного поведения.

На данном этапе наша работа не завершена. Мы предполагаем, что не только учителя, но и сами учащиеся способны оценить проявления различных форм агрессии своих одноклассников. Также очень важно выявить отношения подростков к различным проявлениям агрессии. Какие формы они считают приемлемыми, а какие недопустимыми. Что чаще всего является пусковым механизмом агрессивного поведения. Какие формы разрешения конфликтов, снятия напряжения они знают и как используют. На наш взгляд ответы на эти вопросы позволят более успешно решать проблему подростковой агрессивности в нашей школе.

Выводы

1. Проведенное исследование показало значимые различия в проявлениях агрессивности у мальчиков-подростков и девочек-подростков только в двух формах - преобладание физической агрессии у мальчиков и преобладание чувства вины у девочек.

2. Значимые связи экспертных оценок проявления различных форм агрессии, которые давали учителя и показателей теста Басса-Дарки, позволяют говорить о способности учителей по внешним проявлениям своих учеников оценить выраженность различных форм агрессивного поведения.

Литература

1. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А.Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.

3. Кобзева О.В. Динамика агрессивности в подростковом возрасте//Научное обозрение, 2006. - №2. - с. 196 - 201.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.

Психологический словарь справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576с.

5. Кон И.С.

Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.,Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988.

6. Рыбалко Е.Ф.

Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224с. - (Серия "Учебник" нового века)

7. Мартин Д.

Психологические эксперименты Секреты механизмов психики. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 480с. (Серия "Секреты психологий")

8. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд - во "Современник", 1998. -432с. (Практическая психология в образовании)

9. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1997. -800с.

Приложения

Приложение 1

Методика Басса-Дарки. Общая характеристика.

Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А.Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал которые они считают важными показателями агрессии. Этот Опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путем направлена на другое лицо - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битью кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуют ненаправленность и неупорядоченность.

3. Склонность к раздражению - готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызение совести.

Цель применения данного метода: выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте.

Задачи: на основе выполнения методики, оценить уровень агрессивности ребенка в данном возрасте.

Необходимы материал: лист бумаги, ручка.

Инструкция: Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций (Приложение).

Суммирование индексов 1,2,7 дает общий индекс агрессивности (ИА), 1,3,7 - показывает уровень агрессивной мотивации, а суммирование индексов 6и 5 - индекс враждебности (ИВ). Можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности, сложив "ИА" и "ИВ".

Методика Басса - Дарки. Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: ответы "да" в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы "нет" в вопросах 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия: ответы "да" в вопросах 2,10, 18, 42, 34, 56, 63; ответы "нет" в вопросах 26, 49.

3. Раздражение: ответы "да" в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; ответы "нет" в вопросах 11, 35, 69.

4. Негативизм: ответы "да" в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы "нет" в вопросе 36.

5. Обида: "да" - 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; "нет" - 44.

6. Подозрительность: "да" - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - 65, 70.

7. Вербальная агрессия: "да" - 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; "нет" - 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: "да" - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 67, 61.

Приложение 2

Таблица 1. Показатели агрессивности учащихся 7-х классов (данные методики Басса-Дарки)

Ф.И.

Пол

К.А.

Р.

Н.

О.

П.

В.А.

Ф.А.

Ч.В.

1

Г-ов С.

муж.

4

4

3

5

5

10

6

9

2

Ку-ин С.

муж.

6

6

5

3

5

10

5

5

3

Ра-ва В.

жен.

8

7

4

7

9

8

6

7

4

Ко-ва Х.

жен.

6

5

4

4

4

9

5

5

5

Ку-ва.

жен.

6

6

6

6

8

11

9

8

6

До-ин А.

муж.

5

5

4

5

6

11

6

5

7

Са-ва В.

жен.

7

7

4

8

7

10

4

9

8

Те-ва Н.

жен.

7

8

4

6

7

9

8

9

9

Са-на А.

жен.

6

5

3

3

4

10

6

4

10

Ро-ва К.

жен.

5

7

4

5

5

10

7

5

11

Ту-ов.

муж.

5

4

4

4

3

6

8

4

12

Гу-ев М.

муж.

7

10

3

4

3

10

9

5

13

Ни-ва О.

жен.

3

3

2

2

7

10

5

7

14

Ки-ва Л.

жен.

7

10

3

6

8

13

8

8

15

Гу-ом М.

муж.

4

5

4

5

5

11

6

7

16

Фи-ов.

муж.

5

7

4

4

6

9

9

4

17

Си-ов К.

муж.

3

6

1

4

5

4

7

2

18

Ке-ва К.

жен.

4

8

3

4

6

11

5

5

19

Мо-ая С.

жен.

7

6

4

5

5

7

4

7

20

Зе-ин А.

муж.

6

7

3

3

6

10

7

7

21

Го-ёв.

муж.

5

8

4

6

6

11

9

7

1

Ос-ко И.

муж

7

8

4

3

6

10

9

4

2

Ба-на Л.

жен

4

6

5

4

5

11

5

6

3

Ры-на А.

жен

6

4

2

3

6

12

7

8

4

Ко-ва Л.

жен

6

5

4

7

5

8

7

6

5

Ха-на М.

жен

5

8

4

5

7

14

8

6

6

Мя-ва.

жен

6

5

5

5

3

11

5

6

7

Во-на Л.

жен

6

7

4

2

4

12

11

4

8

Фи-ва Л.

жен

6

6

4

4

3

8

3

3

9

Вл-ва С.

жен

4

5

4

2

4

11

8

1

10

Ра-ов.

муж

2

4

1

4

8

5

8

3

11

Бу-ка А.

жен

5

8

5

5

6

10

7

5

12

Ма-ис В.

муж

6

8

5

5

3

12

8

3

13

Пе-ин В.

муж

9

6

4

2

5

12

7

3

14

Ка-ин Р.

муж

6

6

5

3

5

8

8

4

15

Г-н.

муж

7

7

4

7

7

10

8

5

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.