Рефераты. Исследование воздействия специализированной программы обучения на уровень развития внимания младших школьников

Исследование воздействия специализированной программы обучения на уровень развития внимания младших школьников

Южно-Уральский Государственный Университет

Курсовая работа по экспериментальной психологии

Исследование воздействия специализированной программы обучения на уровень развития внимания младших школьников.

Челябинск 2009

Таблица.1. - Общий план эксперимента

Цель: Экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития свойств внимания младших школьников.

Теоретическая гипотеза: Обучение по специализированной программе влияет на развитие внимания младших школьников.

Независимая переменная: Обучение по специализированной программе

Зависимая переменная: Уровень развития свойств внимания

Экспериментальная гипотеза: Развитие свойств внимания младших школьников протекает успешнее при наличии специализированной программы.

Статистическая гипотеза 1): В группе, обучающейся по специализированной программе, интенсивность развития свойств внимания статистически значимо выше, чем в группе, обучающейся по стандартной школьной программе.

Характер эксперимента: естественный.

Экспериментальная схема: R О1 Х1 О2

R О3 О4.

Качественная характеристика выборки: младшие школьники от 7 до 10 лет.

Количество испытуемых: 5000 человек.

Условия проведения эксперимента: Эксперимент рассчитан на один учебный год. В течение всей непрерывной педагогической практики на уроках детям предлагаются игры, упражнения и задания на развитие свойств внимания. Таким образом, формирующий эксперимент включает в себя работу по развитию внимания учащихся начальных классов в процессе изучения русского языка, математики и чтения.

Технология проведения эксперимента: Предварительное тестирование (включающее в себя три методики на внимание) проводится в начале учебного года и у контрольной, и у экспериментальной выборки. Затем, в течение учебного года экспериментальная группа подвергается влиянию специализированной программы обучения, в отличие от контрольной, которая обучается по стандартной школьной программе. В конце учебного года проводится еще один замер в обоих группах. (2500 человек - контрольная, 2500 - экспериментальная группа, в каждой группе представители разных школ разных городов страны)

Методы измерения зависимой переменной: Измерение уровня внимания проводится по методике Бурдона «Корректурная проба» (концентрация и объем).

Материал и техническое обеспечение: Для проведения тестирования необходимы распечатанные бланки методик на каждого испытуемого. Для проведения эксперимента необходимо достаточное количество учителей, обученных методам преподавания специализированной программы.

Ожидаемый практический эффект: Подтверждение гипотезы о том, что специализированная программа обучения улучшает уровень развития внимания, позволит внедрить данную программу в систему образования, что будет способствовать улучшению успеваемости школьников.

Введение

Данная работа представляет собой план эксперимента, направленного на выяснение того, влияет ли наличие специализированной программы на уровень внимания младших школьников.

Условия развития свойств внимания младших школьников были и остаются одними из основных задач обучения и воспитания. Проблема психолого-педагогических условий развития свойств внимания младших школьников не потеряла своей актуальности, так как современные социальные, экономические, политические условия жизни общества предъявляют особые требования к задачам интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Внимание - сложное психолого-педагогическое явление. Личность выражает мотивы, эмоции, волю, осуществляет мыслительные операции в конкретной деятельности, что и позволяет детерминировать рассматриваемые интерес и деятельность как черту личности, которые проявляется в широкой сфере деятельности социума.

Развивать внимание младших школьников в образовательном процессе - значит создавать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной и доминирующей.

Это возможно, если младший школьник прилагает собственные усилия в решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития младших школьников, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности.

Развитие внимания младших школьников можно определить как проявление интереса к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия для приобретения знаний, расширения кругозора. Развитие совместной познавательной деятельности вытекает из потребностей, интересов ребенка, движется мотивами и отношением к реальной действительности и формируется у учащегося под воздействием воспитателей и учителей.

Развивать внимание младших школьников в образовательном процессе - важная задача начальной школы и педагогов.

Интерес младших школьников к школе определяется содержанием учебной деятельности, а учебная деятельность формируется учителем.

В рамках учебной деятельности младший школьник развивается. Внимание выступает как один из ведущих факторов развития.

Таким образом, актуальность проблемы развития свойств внимания младших школьников в психолого-педагогических условиях, обусловлена необходимостью дальнейшего изучения психологического внутреннего мира младших школьников, для дальнейшего применения полученных знаний на практике, с целью улучшения образовательного процесса в начальных классах.

Планирование эксперимента

1. Цель эксперимента

Цель исследования: Изучить как наличие специализированной программы влияет на уровень развития внимания младших школьников.

2. Теоретическое обоснование

Теоретическая гипотеза: Наличие специализированной программы влияет на развитие внимания младших школьников.

Внимание учащегося органически включено в учебную деятельность, общая организация и временной режим которой на уроке задаются учителем. Все обучение при этом строится на основе предположения, что для усвоения отдельных разделов и тем учебной программы всем учащимся нужно одно и то же время. Иначе говоря, программа рассчитана на «среднего» ученика -- фигуру мифическую.

В реальном учебном процессе сплошь и рядом встречаются ситуации, когда отдельные ученики либо устойчиво отстают от задаваемого учителем темпа работы, либо устойчиво его опережают.

И те и другие нарушают синхронную работу класса и создают дополнительные трудности для учителя, особенно в тех случаях, когда необходимо коллективное сосредоточение внимания при разборе трудной задачи или объяснении нового материала.

Хорошо развитое внимание позволяет его обладателю оптимально организовать свою деятельность при выполнении различных заданий, делать все четко и ритмично, поддерживая ровный и стабильный темп работы. Следовательно, тренировка внимания в каких-то пределах может способствовать стабилизации индивидуального темпа учащегося.

При анализе взаимосвязи внимания, индивидуального темпа и успешности обучения по разным учебным предметам обнаруживается также следующее. У внимательных учащихся успеваемость по всем предметам прямо зависит от индивидуального темпа. То есть чем выше индивидуальный темп, тем лучше учатся дети, уже обладающие хорошо развитыми свойствами внимания. И это закономерно. Внимательный ученик с высоким темпом работы успевает за тот же промежуток времени, что и другие дети, проработать большее количество материала, сохраняя высокое качество работы. Последнее чрезвычайно важно.

Итак, внимание и темп оказываются связанными сложной связью. При относительно низком индивидуальном темпе и плохо развитом внимании постоянная тренировка внимания может несколько стабилизировать индивидуальный темп. В свою очередь, хорошо развитое внимание выступает как условие превращения индивидуального темпа в источник повышения успешности обучения.

Актуальность исследования психолого-педагогических условий развития свойств внимания младших школьников определяется ролью школы в подготовке подрастающего поколения к деятельности и общественной жизни. Состояние психолого-педагогических условий развития свойств внимания младших школьников в образовательном процессе занимает особое место в психолого-педагогической науке.

Состояние проблемы психолого-педагогических условий развития свойств внимания младших школьников в психолого-педагогической теории и практике определяется познавательной активностью младшего школьника, которая является чертой личности и избирательной деятельностью индивида, направленной на приобретение опыта и достижение поставленной цели и задач. Она обусловлена потребностями, интересами личности, движется мотивами и отношением к реальной действительности у учащихся под воздействием педагогов.

Особенности психолого-педагогических условий развития свойств внимания младших школьников определяются уровнем развития свойств внимания с учетом индивидуальности.

Таким образом, психолого-педагогические условия развития свойств внимания младших школьников являются методы активного обучения (специализированная программа), позволяющие построить и использовать организационно-педагогический аппарат усвоения знаний на основе соотношения коллективной и индивидуальной деятельности, способствующие формированию у младших школьников принципов накопления и актуализации знаний и умений.

3. Операционализация переменных

Независимая переменная: проведение специализированной программы обучения школьников. Эта НП является качественной и предполагает существование двух условий: наличие (испытуемые обучались по специализированной программе) и отсутствие (испытуемые обучались по обычной школьной программе). Зависимая переменная: уровень развития внимания. Это количественная переменная. Измеряется концентрация и объем внимания по методике «Корректурная проба».

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.