Рефераты. История фортепианного исполнительства

p align="left">- предложить такую периодизацию истории фортепианного исполнительства, которая позволяла бы рассматривать этот вид творческой деятельности в контексте истории культуры, в органической связи с историей смежных видов искусства;

- построить методику на принципах междисциплинарности, единства чувственного и рационального познания, когда освоение теоретических знаний студентами происходит на базе непосредственных художественных впечатлений от различных явлений исполнительского искусства (знакомство с аудио- и видеоматериалами, посещение концертов);

- считать главными компонентами методики методы, предполагающие целостное восприятие студентами художественных особенностей той или иной эпохи, развивающие самостоятельность и творческую активность учащихся;

- определить педагогические условия реализации данной методики и приёмы организации учебного процесса, обеспечивающие взаимосвязь в формировании теоретических знаний и практических навыков.

В соответствии с заявленной целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:

1) осуществить анализ специальной литературы для установления научно обоснованной периодизации истории фортепианного исполнительства;

2) определить этапы и методы предлагаемой методики, их содержание и последовательность их введения в педагогический процесс;

3) выявить педагогические условия эффективной реализации методики преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений;

4) разработать критерии и показатели уровней освоенности у студентов-пианистов знаний об истории фортепианного исполнительства;

5) в процессе опытно-поисковой работы проверить эффективность разработанной методики.

Методологическую основу исследования составили: концепции, раскрывающие закономерности развития культуры и искусства (Н.А. Бердяев, Г.Ф. Гегель, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, О. Шпенглер); идеи историзма, предусматривающие изучение объекта как системы, развивающейся во времени (Дж. Вико, И.Г. Гердер, Н.Я. Данилевский, Э. Трёльч, А. Тойнби), а также положения историзма, высказанные применительно к музыкальному искусству (Т. Адорно, Б.В. Асафьев, А.Н. Серов, Б.Л. Яворский); разработки в области теории познания (В.В. Байлук, В.В. Ильин, В.А. Лекторский, Л.А. Микешина, В.С. Степин); теоретическое обоснование «метода погружения» (Р.М. Грановская, А.А. Остапенко, А.В. Хуторской, М.П. Щетинин); дидактические подходы к определению содержания образования и эффективной организации учебного процесса (Ю.Б. Бабанский, Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); концепции истории и теории фортепианного исполнительства (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, О. Би, Б.Б. Бородин, Л.Е. Гаккель, Г.М. Коган, Н.П. Корыхалова, К. Мартинсен, Я.И. Мильштейн, Н.И. Мельникова, В.А. Натансон, Д.А. Рабинович, В.П. Чинаев, Г.М. Цыпин).

В ходе исследования применялись следующие методы:

- теоретические: анализ специальной литературы по различным аспектам исследования (проблемы историзма в изучении явлений культуры, в частности, в области фортепианного исполнительства и педагогики, вопросы методологии формирования знаний); обобщение и систематизация идей по структурированию содержания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства»; педагогическое проектирование и моделирование;

- эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, творческие задания, опытно-поисковая работа, статистическая обработка данных.

Базой исследования явился ГОУ СПО «Озёрский колледж искусств» (г. Озёрск, Челябинская область). Исследование проводилось с 2002 по 2010 год и состояло из трех этапов. Первый этап (2002-2004) включал в себя осмысление личного опыта преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства», а также изучение и анализ литературных источников по различным аспектам исследования, что дало возможность обозначить объект, предмет, цель, задачи диссертации и сформулировать ее предварительную гипотезу. На втором этапе (2004-2007) были определены теоретические основы, на базе которых была разработана авторская методика преподавания истории исполнительства. С этой целью были выделены основные тематические блоки указанной дисциплины и разработаны дидактические материалы, ориентированные на оптимальное усвоение студентами ее содержания. Для проверки выдвинутой гипотезы и выявления эффективности разработанной методики последовательно проводилась опытно-поисковая работа. На третьем этапе (2007-2010) осуществлялся анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, обработка и интерпретация данных опытно-поисковой работы; формулировались выводы и происходило литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) Разработана методика преподавания предмета «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений, включающая три этапа: мотивационный, нацеленный на формирование стойкого интереса к данной дисциплине как к важнейшей составляющей профессионального образования; развивающий, направленный на создание у студентов целостной картины каждого из периодов истории исполнительства; обобщающий, ориентированный на выработку у них историчности мышления применительно к музыкальному искусству, стилистической грамотности в собственной исполнительской практике и научно обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства.

2) Установлено, что мотивационный этап методики преподавания предмета «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений предполагает применение принципа единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмов анализа и сравнения интерпретаций, форм лекций и семинаров, использование аудиовизуальных средств. Развивающий этап должен базироваться на принципе комплексности, методах концентрированного обучения (в частности на методе «погружения»), на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап основывается на принципе самостоятельности обучающихся, на применении проблемно-поисковых методов, приёмов синтеза и обобщения, форм студенческих конференций, конкурсов научных работ и творческих презентаций.

3) Выявлено, что педагогическими условиями реализации данной методики являются: опора на непосредственные художественные впечатления; восприятие явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи; освоение студентами принципа историзма; активные и интерактивные формы проведения занятий с использованием средств мультимедиа; возрастающий с каждым этапом уровень самостоятельности студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- определены следующие параметры периодизации истории фортепианного исполнительства, связанные со структурой содержания соответствующей дисциплины: специфика художественной эпохи, статус и миссия исполнителя, основные принципы и цель его обучения, доминирующая трактовка инструмента и его конструктивные особенности;

- дана рабочая дефиниция метода «погружения» применительно к изучению дисциплины «История фортепианного исполнительства»: он предполагает комплексное воздействие на эмоциональную и логическую память обучающихся в процессе восприятия ими произведений различных видов искусства (музыки, архитектуры, живописи, литературы) и нахождения в этих произведениях соответствий с исполнительской сферой определенной художественной эпохи;

- выявлены и проанализированы основные психолого-педагогические предпосылки освоения знаний по истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений, связанные с возрастными особенностями обучающихся (стремление к самостоятельности, определенная диспропорция между уровнем сформированности у них практических исполнительских навыков и теоретических знаний).

Практическая значимость исследования:

- создана авторская программа учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства», учитывающая специфику функционирования среднего специального учебного заведения в условиях малого города;

- разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «История фортепианного исполнительства»: учебный план, программа, курс лекций, тесты, контрольные формы, тетрадь семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы;

- разработано и внедрено в педагогический процесс пособие «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (фортепиано)», предназначенное для студентов-пианистов 1 курса;

- разработан дидактический материал по освоению содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений, соответствующий их возрастным особенностям, основанный на проблемных методах обучения с применением средств мультимедиа; сформирована видеотека.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены комплексной теоретико-методологической проработкой проблемы, адекватной цели, задачам и объекту исследования, подтверждены данными опытно-поисковой работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в естественных условиях учебного процесса в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами Озёрского колледжа искусств (г. Озёрск, Челябинская область). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях в Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Томске, Магнитогорске. Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса ГОУ СПО «Озёрский колледж искусств». Отдельные компоненты методики применяются на фортепианных отделениях в ДШИ г. Железногорск (Красноярский край) и г. Карабаш (Челябинская область).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для эффективного освоения содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений целесообразно придерживаться следующей наиболее обобщённой периодизации, отражающей структуру названной дисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано; период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.

2. Методика преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений состоит из трех этапов: мотивационного, развивающего и обобщающего. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций, конкурсов научных работ и творческих презентаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.