Рефераты. История возникновения и развития систем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

p align="left">Накопление ощущений и представлений через использование органов чувств, через их развитие - трудный, длительный и противоречивый процесс. М.М. Манасеина видит его содержание в том, что каждый человек в детстве усваивает тысячи разнообразных представлений, проверяет бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивает их до полной автоматичности. Эти идеи М.М. Манасеиной подтверждает современная экспериментальная психология. Удивление - главный признак того, что ребенок активно воспринимает окружающее.

Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств - это второй постулат концепции М.М. Манасеиной. Ее мнение: близорукость, болезни глаз - следствие негигиеничности условий, в которые попадают наши дети, особенно в первые годы жизни, когда органы очень чувствительны к различным вредным влияниям.

Методика развития и воспитания «чувствований». Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Немаловажным представляется М. Манасеиной развитие «цветового зрения», она доказывает: малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета. Сначала они могут распознать только свет и темноту, потом желтый цвет, далее красный, фиолетовый и т.д.

Что касается развития слуха, Манасеина советует оберегать ребенка от резких, неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту - бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу - узнавать человека.

В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забывала и с воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.

4. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

5. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: - рисование - лепка - аппликация - конструирование. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте. Период первых трех лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в этом возрасте, один - наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке - через форму, цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов - сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и четкостью передавать тончайшие ньюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В результате постоянного интереса возникает внимание к внешним свойствам предметов. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении: рисование, лепка, конструирование. Дидактические игры, проводимые вне занятия систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме.

Дидактические игры позволяют развивать его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.

Гипотеза: Возможно ли развитие ребенка через дидактические игры по изодеятельности на занятиях по ИЗО?

Предмет: Система дидактических игр.

Объект: Ребенок, его сенсорное восприятие окружающего, предметного мира. Этой проблемой занимались следующие авторы: Фридрих Фребель, Рудольф Штейнер (Вольдорфская педагогика), Мария Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер. Так же многие методисты из других областей, так как сенсорное воспитание многогранно и охватывает все области развития детей. Такие авторы, как: В.И. Логинова, И.П. Линькова и Е.А. Шумилина, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.Н. Фролова, А.К. Бондаренко, З.В. Лиштван.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для эстетического воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Знакомство с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, цветами солнечного спектра. Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики.

В содержании дидактических игрушек выражены особенности природы, быта, того ли иного народа, национального характера.

Виды дидактических игр: Игры - забавы.

Настольно - печатные.

Словесные. Музыкальные.

Обязательным элементом дидактических игр является: Отражение учебного материала.

Выделение игровых задач.

Наличие правил.

Действия играющих.

Подведение итогов игр.

Классификация игр:

1. Игры, возникающие по инициативе детей - самостоятельные, режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей - организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

Методика организации дидактических игр:

Организация детских игр осуществляется педагогом в трех направлениях: - подготовка к проведению дидактической игры;

- применение дидактической игры;

- анализ дидактической игры.

Особенности детей младшего возраста:

- стремление самоутвердится «я - сам»;

- неустойчивое внимание.

При проведение дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

Вывод: Одним из важных условий сенсорного развития детей 2-ой младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно - творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов.

Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активности.

Игра - это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер.

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 - 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с различными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойств в ущерб другим.

Практическая часть: На базе дошкольного учреждения №68о во 2-ой младшей группе была проведена экспериментальная работа. В нее вошли дидактические игры - занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Сначала был проведен констатирующий эксперимент с 12 детьми и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Далее с шестью из 12 детей были проведены специальные игры - занятия:

Цвет: 1. «Спрячь мышку»

Цель: Закреплять у детей представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

2. «Подбери по цвету»

Цель: Закреплять представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

3. «У кого какое платье»

Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

Форма: 1.» Подбери фигуру»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.

2. «Кому какая форма»

Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

3. «Геометрическое лото»

Цель: Учить детей сравнивать форму изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют с изображениями предметов, подбирая рисунки к соответствующим. Величина. 1. «Башня»

Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов. Дать представление об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными.

2. «Что там?»

Цель: Учить детей устанавливать отношения трех предметов по величине при составлении матрешек.

3. «Сбор фруктов»

Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.

2. «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»

Цель: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы: стол, диван, кровать.

3. «Постройка горки со скатом»

Цель: Учить детей строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороны пластины. Развивать глазомер и координацию движений.

Вывод: Данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорного развития детей во 2 - ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимость целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 детей, участвующих в формирующем эксперименте, при повторном констатирующем, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.

Заключение

Таким образом, в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Список используемой литературы

1. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания. - В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

2. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.

3. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54

4. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

5. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70

6. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35

7. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 64-67

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.