Рефераты. Изучение творчества Л. Улицкой в школе

p align="left">

Для решения центрального вопроса анализа типов характера в творчестве Л.Улицкой на уроках литературы обычно избирается проблемный подход. При этом под характером понимается «совокупность психических свойств, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действии, поведении». Изучение именно типа характеров на уроках литературы в школе позволяет глубже осмыслить произведения писательницы. Сопоставление, противопоставление, описание существенных свойств этих типов даёт чёткое понимание авторских представлений о человеке.

Проблема характера в теоретическом освещении неоднозначно решается в русском литературоведении [24, c. 61].

Г.Поспелов различает персонажей литературного произведения и их характеры. «Персонаж - это ... целостная личность, воплощающая характерные черты жизни и вызывающая к себе определённое отношение читателя». А «характеры персонажей развиваются не сами по себе, а под воздействием типических обстоятельств, хотя последние могут быть и не изображены в произведении». За характерами, с точки зрения учёного, в литературе стоят их социальные характеры. Характеры помещаются Г.Поспеловым как бы за кулисами литературоведения, где действуют герои, обнаруживающие большую или меньшую «верность» своим «типическим характерам». Писатель-реалист, согласно концепции Г.Поспелова, «заставляет героев действовать (хотеть, поступать, думать, чувствовать, говорить) в соответствии с особенностями их социальных характеров, порождёнными общественными отношениями их страны и эпохи. Подобная концепция представляется нам спорной. Мы разделяем точку зрения С. Бочарова, справедливо полагающего, что нельзя выносить характер за пределы структуры произведения, герой в этом случае теряет своё содержательное значение [18, c. 51].

В. Хализев различает две ипостаси персонажа художественного произведения. «Персонаж, - утверждает исследователь, - имеет ... двоякую природу. Он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развёртывания событий, составляющий сюжет. Во-вторых, и это едва ли не главное, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую, от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильных и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств...». Под характером, с точки зрения учёного, «разумеется не жизненная основа изображаемого, а персонаж, воспроизведённый в многоплановости и взаимосвязи его черт, а потому воспринимаемый как живое лицо» [5, c. 92].

Мы разделяем эту точку зрения и позиции Л.Гинзбург, которая определяет героя «как индивидуальное сочетание новых признаков - как характер». «Литературный герой, - считает Л.Я.Гинзбург, -- моделирует человека», не являясь при этом абстракцией, это «конкретное единство, обладающее расширенным символическим значением», способным представлять идею. Это комплекс представлений о человеке в разных наборах и сочетаниях». В него может войти и бытовая характерология, и запас частных наблюдений, и автопсихологический опыт. Литературная традиция, унаследованные повествовательные формы и единичный замысел автора строят из этого комплекса художественный образ личности [8, c. 73].

На уроках литературы в школе по творчеству Л. Улицкой характер рассматривается как один из основных элементов художественной системы произведения, особым образом выражающий идею автора, при создании которого он опирался на эмпирические наблюдения, мировоззренческий и философский контекст эпохи, собственные представления о человеке и мире, но после создания произведения существующий самостоятельно.

При анализе характера героя в художественном произведении следует учитывать справедливое замечание Н.Д. Тамарченко: «Герой литературный часто не отграничивается, с одной стороны, от типа -- когда последнему приписывается нормативное для всякого образа единство индивидуального и общезначимого, с другой стороны - от характера, когда таковым считается всякое изображение человека в словесном искусстве [14, c. 42].

Персонаж может быть отличим от героя литературного по степени участия в действии - как второстепенное действующее лицо и как субъект высказываний, не доминирующих в речевой структуре произведения».
Проблема характера - это не только проблема героя, но и проблема выработки принципов, приёмов, средств образного раскрытия личности. В диссертационной работе мы будем рассматривать характер героя как некий центр, к которому стремятся все содержательные и формальные элементы художественного произведения [20, c. 76].

2.4 Разработка урока по творчеству Л.Улицкой в 7-м классе

Приведем в качестве примера конспект урока по творчеству Л.Улицкой в 7-м классе.

Людмила Улицкая "Капустное чудо"

(рассказ из сборника "Детство, 49")

Цели урока:

- познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:

- путём анализа произведения Л. Улицкой "Капустное чудо" углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев и т.д.);

- совершенствовать и развивать умение творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.

Оборудование:

1. Портрет А. Чехова, Л. Улицкой.

2. Тексты рассказа Л. Улицкой "Капустное чудо".

3. Запись на доске: "Рассказ и его жанровые особенности". (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент (объявление темы и целей урока).

2. Проверка домашнего задания.

Художественное мастерство Чехова в рассказе "Хамелеон". (Учащиеся анализируют особенности чеховской прозы, акцентируя внимание на названии произведения, роли художественной детали, характерологической сущности диалога).

3. Переход к новой теме.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной современной писательницы Людмилы Улицкой. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. От Чехова не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Родилась Л. Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности - еврейка. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы - человеческие жизни, судьбы людей.

Л. Улицкая активно печатается в центральных журналах. Является лауреатом двух престижных премий: премии Медичи (за роман "Сонечка"), премии Букера (роман "Казус Кукоцкого"). Её произведения переведены на 25 языков мира. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года.

Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы, время детей, рождённых в конце сороковых.

Подтверждением тому - рассказ "Капустное чудо".

4. Работа над рассказом "Капустное чудо".

Чтение рассказа учителем вслух (читаю медленно, обращая внимание на жанровые особенности рассказа).

Аналитическая беседа с классом по содержанию рассказа.

-Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход детей за капустой).

-На какую композиционную особенность вы обратили внимание при чтении рассказа? (кольцевая композиция).

-Чьими глазами читатель видит мир? (глазами двух девочек, сестёр Дуси и Ольги). Две героини - фактически одно лицо, обобщённый образ ребёнка послевоенных лет).

-Есть ли в тексте описание портретов главных персонажей? (только лишь отдельные портретные детали: "вострая", "умненькая Дуся", "два светло-голубых глаза", "обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками").

-Учитель обращает внимание на то, что главное не в описании портретов, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния. И в этом большую роль играет описание природы. Учащимся предлагается найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их смысловую нагрузку. Пейзажные зарисовки (" ... было сумрачно и хмуро", "временами шёл не то дождь, не то снег", "кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев..." и т.д.) являются в данном тексте деталями-символами, помогающими раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, её беззащитности, разорванности, гонимости, а также быстрого взросления детей.

-Что повлияло на взросление детей? (события войны, гибель отца на фронте, смерть матери, потеря близких). Учитель: Несмотря на то что рассказ строится на реалиях жизни, в которой много тёмных, мрачных красок, беспросветности ("беспросветно-тёмная очередь"), в произведении есть элементы сказочного. (Учащиеся без труда находят мотивы сказочного в рассказе. - Оживает десятирублёвка: "измятая десятирублёвка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой"; оживает "картинка из журнала с нарисованным жёлтым зубастым японцем". Снег превращается в доброго волшебника: "Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее".) Учитель: В данном рассказе не только сказочные мотивы, но и мотивы святочного рассказа.

-С какими святочными рассказами мы знакомились на уроках литературы? (Ф. Достоевский - "Мальчик у Христа на ёлке", А. Куприн - "Чудесный доктор"). Какое событие в сюжете рассказа является кульминационным? (несчастье: потеря денег, переживания детей)

-Учитель: в рассказе Улицкой кульминация быстро перерастает в развязку (как в и произведениях Чехова). Учащимся предлагается найти развязку: "Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана" и объяснить слово "чудо". Чудо: фантастика, диво, мистика, волшебство, неожиданное счастье. Чудо - это и свет фар грузовика, напоминающий свет Рождественской Звезды, это и "бело-голубое сияние капусты" как дара свыше.

-Учитель предлагает ещё раз прочитать первый абзац рассказа: не зная произведения, можно ли предположить, о каком "чуде" пойдёт речь? (сделать это было бы трудно, т.к. события разворачиваются в реальном мире, жёстком, суровом).

-Подводя итоги беседы, учитель обращает внимание на финал рассказа, и в качестве домашнего задания предлагается написать окончание текста, выделив образ старухи Ипатьевой и идею объединения людей в этом мире. (Необходимо отметить, что на письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным как для учащихся, так и для учителя, проверяющего творческую работу. И в этом смысле письменное сочинение - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению).

5. Подведение итогов урока и комментарии оценок за устные ответы.

Рассказ

Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни прозаическое произведение.

1. "Режим экономии": не может быть длинных описаний.

2. Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера).

3. В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.

4. В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо "открытого" финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.